с. Пограничное
Скрябинский Свято-Вознесенский женский монастырь
Среди двух десятков монастырей, украшавших столетие назад
Пензенский край, хорошо известен был Скрябинский Вознесенский общежительный
женский нештатный монастырь, располагавшийся на территории нынешнего
Колышлейского района.
Монастырь был учрежден указом Священного Синода в апреле 1885
года и устроен в четырех верстах от села Скрябино Трескинской волости
Сердобского уезда у реки Колышлей. Село это, которое также носило название
Cаловка, Петровское, образовано было в первой четверти ХVIII века Петром
Прохоровичем Скрябиным. С 1780 года оно входило в состав Сердобского уезда
Саратовской губернии, с 1860-х находилось в Трескинской волости. После 1829
года селом владел Сергей Андреевич Салов (1793-1847 гг.), один из участников
Отечественной войны 1812 года, награжденный золотой шпагой с надписью "За
храбрость". При отмене крепостного права крестьяне выкупили землю в
собственность у своего помещика Салова.
С 1885 года духовным центром села становится
Вознесенский монастырь. Устроен он был по благословению епископа Павла
(Вильчинского), с 1882 года управлявшего Саратовской епархией.
На постройку Вознесенской обители почетный гражданин Тамбова
Андрей Михайлович Носов пожертвовал 100 000 руб. (в переводе на современные
деньги эта сумма приблизительно равняется 60 млн. руб.) И он же пожертвовал
участок земли в 2074 десятины, в составе которого было и 98 десятин леса. Столь
щедрый дар Носов сделал сестре для открытия женского монастыря и пожелавшей
уйти в монастырь.
В
1891 году в монастыре построили каменную церковь в честь Вознесения Господня с
двумя приделами - во имя преподобного мученика Андрея Критского и в честь
Успения Пресвятой Богородицы. Церковь была летней, или холодной, - богослужения
в ней совершались с праздника Святой Пасхи по 1 октября. При храме возвели
отдельно стоящую колокольню (не сохранившуюся до наших дней). Монастырь был
обнесен каменной оградой, вне его стен находились дома священнослужителей и
странноприимный дом.
Первоначально монахини жили в деревянных избах, а в 1890-х годах были построены каменный двухэтажный жилой корпус, маслобойка, конюшни и деревянные дома для игуменьи и причта.
До наших дней дошли сведения о нескольких настоятельницах
Вознесенского монастыря. В 1889 году монастырем руководила монахиня Арсения,
присланная из Саратовского Крестовоздвиженского монастыря (можно предположить,
что она была первой настоятельницей обители), в 1898 году - монахиня Магдолина
и в 1910 году - монахиня Cерафима.
С 1912 года обитель возглавляла игуменья Леонида 1857 года
рождения, получившая домашнее образование. Монашеский постриг мать Леонида
приняла в 1903 году, в 1913-м возведена была в сан игуменьи. Умелое управление
обителью игуменьей Леонидой превратило монастырь в прекрасно поставленное
хозяйство. Здесь имелось, в частности, 55 голов крупного рогатого скота, 60
лошадей, богадельня для призрения больных и неимущих. Монастырь был не только
духовной, но и материальной опорой для местного населения. На 1912 год в монастыре проживало 18 мантийных
монахинь и 148 послушниц, которые сами обрабатывали несколько десятков десятин
земли. При монастыре работала церковно-приходская школа с прекрасной
библиотекой и приют для девочек.
С 1905 года в монастыре служил священник Федор Советов,
окончивший Саратовскую православную духовную семинарию. 24 мая 1917 года
настоятельницей Скрябинского монастыря была назначена монахиня Нина.
Одним из первых в Сердобском уезде, в марте 1919
года, происходило обследование Скрябинского монастыря. Дело было поручено члену
Комиссии по отделению церкви от государства Щетинину, человеку, видимо, не
совсем оторванному от православных корней. "Первой моей служебной
остановкой, - пишет в докладе Щетинин, - был Скрябинский женский монастырь.
Среди поля, около пруда, обсаженного чернолесьем, раскинулись строения
монастыря, большая кирпичная без печей церковь, против нее колокольня,
2-этажный кирпичный главный корпус...". Уже в следующем году Скрябинский
монастырь буквально растащили, а постройки заняли под нужды советского
хозяйства, на территории монастыря разместился совхоз «Пограничный». Сестры
потянулись из обители в родные села. Так в Трескино и соседних селениях стали
появляться небольшие общины, теплившие лампаду веры на селе в годы гонений.
Сестры жили келейно, занимались рукоделием и молитвой, ходили на службы в еще
открытые храмы. В 20-30-е годы многие сестры обители были
репрессированы и пострадали за веру во Христа. Матушка
Варвара (Соколова) стала пятой и самой молодой игуменьей в Пензенской митрополии.
В 1999 году вновь образовался православный приход Вознесенского храма. С 2010 года Скрябинский Вознесенский женский монастырь возрождается. В октябре 2010 года по решению Владыки Вениамина монастырь стал подворьем Наровчатской Троице-Скановой обители.
с. Старая Потловка
Храм святой мученицы Аллы
Храм
святой мученицы Аллы является частью единого архитектурного ансамбля села
Старая Потловка.
История
основания этого храма тесно связана с историей семьи Надежды Рихтер. В 1884
году у супругов Рихтер родилась дочка, которую назвали Аллой. Все близкие
ласково называли её Аля. Девочка с младенчества удивляла всех необычайно
кротким и добрым нравом, отличалась чувствительностью и состраданием. С пяти
лет она посещала деревенскую школу с сельскими детьми.
Осенью
1888 года в уезде началась эпидемия дифтерии, поэтому из-за опасности заражения
Але запретили посещать занятия. Но вот настало время зимнего праздника -
Рождества Христова, к которому в семье Рихтер было принято готовить подарки для
сельских детей. В то Рождество Аля делала это с особым усердием - хотела
порадовать своих сельских друзей. Сильным потрясением для чуткой маленькой души
было известие о смерти нескольких из них. Ведь девочка с ними училась и играла.
К
пяти годам Аля сохранила привычку засыпать, сидя у матери на коленях, прижавшись
к её груди. Однажды зимним вечером она сказала маме перед сном, что Господь
заберёт её к себе, и ей там будет хорошо. К сожалению, в конце января девочка
заболела дифтерией. Врачи были бессильны, и 14 дней спустя дочки Рихтер не
стало. Сначала девочка была похоронена на острове небольшого пруда,
расположенного перед барской усадьбой. Спустя несколько лет Надежда Михайловна в 1901 году построила церковь в честь святой мученицы Аллы в память о безвременно ушедшей
дочери. Как только церковь была достроена, в ней перезахоронили останки
девочки. В этой церкви находилась местночтимая икона Божией Матери «Взыскание
погибших», которая была написана на стекле в память о чудесном явлении
Богородицы. (см. страницу "Легенды Колышлейского района").
Возможно, трагическая судьба дочери
стала импульсом к активной благотворительности Н. М. Рихтер. Храм святой мученицы Аллы является единственным в
России. По признанию ведущих архитекторов страны, храм удачно сочетает в
своей конструкции кирпичное основание и деревянные элементы декора. В настоящее
время ведутся работы по его восстановлению. Проект храма был воссоздан лишь по
нескольким сохранившимся фотографиям начала прошлого века. Проект возрождения
уникального для России храма очень важен. Восстановление храма вселяет надежду
на духовное возрождение людей, на обновление села.
Используемые источники:
1. Дворжанский, А. И. Храмы Пензенской области. Том 1 / Александр Дворжанский.- Пенза: [ООО «Артмастер»], 2017.- 499 с.- (История Пензенской митрополии)
2. https://sobory.ru/article/?object=20099
3. https://dzen.ru/a/Wl8ArPSg3UxKSVV_
4. https://fond-lobov.jimdofree.com/проекты/храм-св-мч-аллы/
5. https://fondvnimanie.ru/project/228/hram-svyatoy-ally
6. https://map.mefodiy-kirill-hram.ru/placemark.php?id=221
с. Трескино
Храм Рождества Пресвятой Богородицы
Храм Рождества Пресвятой Богородицы, деревянный, с тремя пределами: во имя Архистратига Михаила (справа), во имя свт. и чудотворца Николая (слева) и в честь Сошествия Святого Духа на апостолов (под колокольней). Деревянный храм был построен в 1816 году на средства прихожан, а теплый придел под колокольней - на средства помещика Симанского.
На двух своих сходах - 30 ноября 1890 года и 3 февраля 1891 года - прихожане церкви приняли решение о необходимости расширения храма, потому что по большим праздникам молящиеся не умещались в храме. В 1891 году архитектор А. М. Салько подготовил проект на распространение церкви двумя боковыми приделами, утверждённый 13 марта того же года. На перестройку церкви местный помещик барон Александр Аркадьевич Унгерн-Штернберг (1829-1899 гг.) пожертвовал 1000 рублей. В 1899 году он же передал в храм четыре иконы стоимостью 500 рублей, Евангелие в 30 рублей, две ризы для священника, диаконский стихарь и двое воздухов на 400 рублей.
В том же году Семён Петрович Кучин пожертвовал в церковь Евангелие в 20 рублей; крестьянин Трофим Кривоносов - ковчег на престол за 50 рублей; землевладелица Клеопатра Гельд - траурные облачения для священника, диакона, на престол и жертвенник и шёлковые пелены для престола и жертвенника - на 64 рубля. И многие другие землевладельцы жертвовали в храм иконы, церковную утварь.
В ограде церкви был похоронен ее настоятель Алексий Князевский (1897 г.). Возможно, здесь же нашел свой последний приют и предыдущий священник Тимофей Виноградов, скончавшийся в 1886 году.
В 1936 году храм переоборудовали под клуб. В 1992 году вновь зарегистрирован приход храма Рождества Пресвятой Богородицы.
Храм Рождества Христова
Христо-Рождественская пустынь или Свято-Рождественский
мужской монастырь образовался в Трескино в конце 90-х годов прошлого века на
месте разрушенной в начале XX века церкви, остатки которой были приспособлены
под различные бытовые помещения. Храм входит в состав Колышлейского благочиния
Сердобской епархии Пензенской митрополии Русской Православной Церкви.
Из истории села известно, что в конце XIX века Иван Тимофеевич Трескин построил в селе
церковь Рождества Христова. Это был самый большой Храм в селе, и назывался
собором. Его колокольня достигала 35 метров
в высоту. Храм был из красного кирпича и покрыт штукатуркой, обнесен красивой
чугунной оградой на каменной основе...
Рядом с храмом находится дворянский некрополь,
который относится к историческим кладбищам Пензенской области. Здесь находятся
захоронения представителей многих дворянских фамилий, находившихся в селах
Трескинской волости Сердобского уезда Саратовской губернии.
Среди них: выходцы из старинного дворянского
рода, ведущего свое начало с первой половины XVII века Захарьины; Орловы -
родоначальник которых Владимир Лукьянович в начале XVII века был губным
старостой (губные старосты появляются в первой половине XVI века для суда по
разбойным делам…); Васильевы - далекий предок которых (Василий Васильевич)
служил при Петре I обер-секретарем Адмиралтейств - коллегии и был возведен в
потомственное дворянство; Добронравовы; Кротковы; Гагины; князья Чегодаевы
(татарский княжеский род). Также здесь погребены министры правительства: русский
государственный и политический деятель Сергей Юльевич Витте (1849-1915 гг.); министр
юстиции Михаил Григорьевич Акимов (1847-1914 гг.); министр внутренних дел Российской Империи Петр
Николаевич Дурново (1845-1915 гг.). (см. страницу "Знаменитые земляки")
По словам старожилов, справа от храма стояла часовня, откуда
вел ход в склеп, где покоится прах бывшего министра внутренних дел времен
русской революции Петра Николаевича Дурново. Стены внутренних помещений собора были расписаны фресками. Здесь
находилась статуя И. Христа, большая и нарядная.
Собор в советское время пережил много перевоплощений. В нем размещалась сельская общеобразовательная школа, госпиталь, жилье и классы школы искусств. Прагматичное время диктовало свои условия: господские усадьбы были уничтожены, церкви, потеряв свои колокола, утратили свою ценность, и 2 из них были разрушены. В бывшем храме Рождества был открыт клуб, а в фамильной церкви Дурново - школа. Каждый житель вспоминал прославившие село и канувшие в небытие церкви, мечтал о духовном возрождении села. Только в 2002 году здание храма было возвращено Епархии, а вначале 2003 года передано Христо - Рождественской пустыни, открытой в селе по благословению епископа Пензенского и Кузнецкого Филарета. Усилиями настоятеля иеромонаха отца Кронида начата реконструкция сооружения. В существовавших классах за школьными досками и под слоями штукатурки были обнаружены прекраснейшие фрески. Сотни паломников посетили село, чтобы полюбоваться этим чудом, строительство привлекло массу послушников.
Архитектурно - строительный университет получил заказ на разработку
проекта реконструкции храма. Сотрудники кафедры основ архитектурного
проектирования взялись воссоздать точную копию храма. Но, ни в Пензенском, ни в
Саратовском архивах не было обнаружено каких- либо материалов, касающихся
первозданного вида храма. Журналист Татьяна Шмелева обнаружила в рассказе А. И.
Солженицына воспоминания одного заключенного, детство которого прошло в селе
Трескино, где он вспоминал, что «…был трехэтажный Храм на горе, построенный
кубиком». Это описание совпало с данными, полученными в результате исследования
данного храма. Проект восстановления подготовила выпускница архитектурного
факультета Марина Ильина.
Руководитель дипломного проекта Елена Геннадьевна Лапшина
утверждает, что Храм Рождества Христова был построен в стиле « барокко» и похож
на церковь по улице Чкалова в городе
Пензе. Она действует и сейчас. Новый храм в Трескино напоминает корабль,
устремленный ввысь, чистый и величественный, как тот праздник, которому он
посвящен.
Используемые источники:
1. Дворжанский, А. И. Храмы Пензенской области. Том 1 / Александр Дворжанский.- Пенза: [ООО «Артмастер»], 2017.- 499 с.- (История Пензенской митрополии)
2. https://dzen.ru/a/ZUyrjXwybxGY0sjg
3. https://ok.ru/group55787195990111/topic/154536295718239
4. https://рудама.рф/archives/1694
6. https://treskino.cerkov.ru/main-page/
с. Черкасск
Храм Покрова Пресвятой Богородицы
15 августа 1891 года рядом со старой церковью был заложен новый каменный храм. Из Москвы был выписан проект и чертежи храма на Кресто-Поклонной заставе. Строился храм по проекту архитектора А. М. Салько на средства артиллерии поручика александра Андреевича Рихтера (1838-1900 гг.), пожертвовавшего в 1896 году в пользу церкви 1200 кв. саж. земли.
Над строительством храма трудились жители 25 окрестных деревень. На куполе храма были зеркальные кресты, покрытые мелкими иголочками, поэтому на них не садились птицы. Местные крестьяне полагали, что кресты святые. Иконы для церкви заказывались у лучших иконописцев России, а кроме того, Надежда Михайловна Рихтер отдала в собор фамильные образа.
Архитектура церкви носит ярко выраженный эклектичный характер. В декоре широко использованы полукруглые, килевидные и трёхчастные кокошники, щипцовые завершения, пилястры. колонки, профилированные ниши, накладные кресты, сухарики и замковые камни.
История этого храма интересна и богата событиями. За своё существование он выдержал на себе немало невзгод. Деревни и сёла не могли существовать без святого места - храма. Так было и с селом Черкасск. Первое упоминание о храме в этом населённом пункте датируется 1725 годом. Церковь была деревянная и простояла более 175 лет. За такой большой период она, естественно, стала ветхой и требовала обновления. Именно поэтому было решено местными землевладельцами рядом с ветхим зданием построить новый каменный храм. В своём основании этот храм заложен в День Успения Пресвятой Богородицы в 1891 году и строился 7 лет. В 1898 году Владыка Преосвященный Николай (Налимов), епископ Саратовский и Царицынский, посетил колышлейскую землю и поучаствовал в освящении храма, т. к. его строительство уже было завершено. Священник Рафаил Тихонравов призывал всех христиан, которые пришли из близлежащих сёл и деревень, возрадоваться и приходить в храм исцеляться от всех невзгод и печалей, болезней и бед. Покровский храм пережил много тяжёлых для себя событий. Революция, годы гонения - следы этих ужасных времён и по сей день отражаются на храме. Действовал храм до 1932 года, затем был закрыт. Его приспособили под зерносклад.
В 1954 году
было решено снести храм с лица земли. Очевидцы говорили, что приезжали
противники веры с целью взорвать священное здание, но Богом избранные люди
встали на защиту храма. Одним из таких
людей был Александр Лазуткин. Он спас храм от уничтожения. Церковь была
отреставрирована усилиями верующих
людей. А инициатором этого благого дела стал сын А. Лазуткина, наш земляк
депутат Государственной Думы Виктор Александрович Лазуткин, сумевший привлечь
единомышленников.
Спустя десятилетия в эту местность приехал священник отец Геннадий (Геннадий Пашкевич), который поставил перед собой цель - создание нового прихода. Годы гонения прошли, помещение освобождено и убрано. Первое богослужение после обновления храм Покрова Пресвятой Богородицы начал проводить в 2004 году.
9 августа 2014 года епископ Митрофан (Серёгин) совершил великое освящение Покровского храма.
18 апреля 2018 года состоялось
открытие мемориальной доски В. А. Лазуткину в храме Покрова Пресвятой
Богородицы.
Однопрестольный храм во имя Казанской иконы Божией Матери
Однопрестольный, каменный храм во имя Казанской иконы Божией Матери построен в 1852 году надворным советником Иваном Михайловичем Чубаровым (1780-1863 гг.), в два просвета, колокольня каменная же, построена в 1890 году, теплая, однопрестольная; при ней деревянная сторожка. Земли при церкви усадебной 1 десятина и пахотной 33 десятины. У священника дом церковный, а у псаломщика общественный, оба дома деревянные, на церковной земле. Жалованья от казны причту положено 152 рубля 88 копеек в год.
Священник Алексей Смирнов и псаломщик Илья Громов.
Прихожан при церкви: статских, купцов и мещан, военных и крестьян всего обоих
полов душ 2019; дворов 312; деревни: Липовка (в 2 в.), Орловка (в 3 в.), Белая
Дубрава (в 4 в.), Лачиновка (в 6 в.).
Священник Иван Прокопьевич Амитров, 48 лет, из
1 кл. духовной семинарии, законоучитель. На епархиальной службе с 1882 года. На
настоящем месте с 1902 года. Последняя награда: набедрен., в 1912 году. Псаломщик
Илья Павлович Соколов, 42 года, о.к. в духовном училище. На епархиальной службе
с 1889 года. На настоящем месте с 1900 года.
Двухсветный каменный храм представляет собой прямоугольный в
плане объем, покрытый вальмовой крышей. Западный фасад, пирамидально сужаясь
кверху, завершается восьмигранной шатровой звонницей, которая фланкируется
двумя главками, расположенными у ее основания. Верхние окна храма украшены
килевидными трехчастными кокошниками, нижние окна - почти круглыми кокошниками
с четырехконечным крестом в центре. Стены членятся пилястрами и прямоугольными
нишами. В эклектичной архитектуре здания использованы стилизованные элементы
древнерусской архитектуры.
Храм
закрыт в 1930-х годах и отдан под зернохранилище. В настоящее время не восстановлен.
Решением Пензенского облисполкома № 420 от
1 декабря 1988 года Казанская церковь была поставлена на государственную охрану
как памятник архитектуры местного значения.
Используемые источники:
1. «Краткие сведения о церквах Саратовской
епархии, существующих при них причтах и о прихожанах»: приложение
к «Саратовским епархиальным ведомостям», 1895.- № 8-11, № 17-24.
2. Дворжанский, А. И. Храмы Пензенской области. Том 1 / Александр Дворжанский.- Пенза: [ООО «Артмастер»], 2017.- 499 с.- (История Пензенской митрополии)
3. «Справочная книга Саратовской епархии», составлена по распоряжению Преосвященнаго Алексия, Епископа Саратовскаго и Царицынскаго.- Саратов: Типография Союза Печатнаго Дела, 1912.
4. http://russian-church.ru/viewpage.php?cat=penza&page=148
Комментариев нет:
Отправить комментарий