Легенды Колышлейского района


Наша колышлейская земля имеет свою историю и богатое культурное наследие. Краеведы бережно собирают любую информацию о родном крае, стараются её сохранить для будущих поколений.
Легенды Колышлейского района помогут Вам лучше узнать историю малой родины, познакомят с культурным наследием и фольклором края.

Статья из газеты "Социалистический путь" от 7 февраля 1957 г.

   поселок Колышлей

Колышлей образован в 1896 году как пристанционный посёлок. В это время было открыто движение поездов на участке «Ртищево - Сердобск - Колышлей». Посёлок расположен на равнине на правом берегу реки Колышлей. Предположительно, он назван по одноимённой реке. А также в названии вероятна связь с мордовским личным мужским именем «Калась», Каласьлей (речка Калася). 

Легенда о Колышлее

На этот счёт даже существует очень простая и доступная легенда о названии посёлка. Со слов бывшего директора Колышлейского районного краеведческого музея Евгения Васильевича Бочкарёва в легенде говорится о том, что якобы на месте посёлка жил помещик, у него произошёл пожар, усадьба сгорела. Остался только кол и шлея вместе с уздечкой, вот и вся конская упряжь. Повесил этот помещик на кол шлею. Так и пошло, якобы, такое название: кол и шлея - Колышлей.


          Используемая литература:
село Белокаменка

Русская деревня Белокаменка Колышлейского района была основана до 1877 года помещиком Василием Сабуровым на берегу ручья Белые камни. Возникла от слияния нескольких деревень - Новая Белокаменка, Васильевка и трех Трофимовок.  
Легенда о «белом камне»

Своё название село Белокаменка получило, как гласит предание, от белого камня (глины), который здесь добывался. Жители его с удовольствием использовали. Из этого камня делали прочный кирпич, а сильно измельчённую белую глину использовали для побелки домов.


Используемая литература:


Легенда о «каменном сердце»

Сабуров основал уникальный Белокаменский лесопарк, который находится в нашем районе рядом с селом Белокаменка. В этом лесопарке собраны десятки экзотических деревьев и кустарников из разных стран. В 1965 году Белокаменский лесопарк был признан историческим памятником лесопарковой культуры. Он сформировался как составная часть усадебного комплекса  помещика  Сабурова.         Началом      создания этого парка принято считать 20 - 30 годы 18 века. А началось всё с малого: помещик Сабуров получил в подарок от одного из своих друзей несколько саженцев экзотических для наших мест пихты, кедра и лиственницы и посадил их около господского дома. Через несколько лет, в день своего рождения, Сабуров получил саженцы ещё нескольких деревьев. Так в парке появились бархатное и железное деревья, миндаль, амурский  и китайский виноград и другие. Жители нашего района глубоко благодарны Д. В. Сабурову, который почти 300 лет назад вырастил этот оазис в степи.  
С этим парком связана замечательная легенда. Одновременно с основанием села на левом крутом берегу речушки с лирическим названием Синеомутка у дубравы разместилась барская усадьба Сабурова. Усадьба превращалась в великолепный зелёный островок. Когда семью помещика постигло страшное горе - у них умер совсем молодым единственный сын, хозяин усадьбы нашёл за несколько километров от села огромный камень-валун, идеально похожий по форме на человеческое сердце. Несколькими подводами этот валун был доставлен в парк, был положен между тремя огромными деревьями, соединёнными тяжёлой кованой цепью. Легенда гласит, что таким образом Сабуров хотел оставить сердце сына навсегда в этом райском уголке.

«Каменное сердце» сына Сабурова

Существует и другая легенда о каменном сердце. Белокаменка - родовое село, каких у нас в районе десятки. И все-таки это село особенное. Прозрачный пруд, причудливый изгиб улиц, заканчивающийся «башмачком», и давняя гордость селян - старинный задумчивый парк. Кто не был в этом парке, тот, считай, не был и в Белокаменке. Немало легенд ходит по селу, навеянных могучими кленами и тополями. И говорится в них о сердце-гиганте, высеченном из камня в память о какой-то красавице.



Дом Сабуровых

Используемая литература:

1. Коновалова, М. Найдётся ли второй Сабуров? / М. Коновалова // Трудовая честь.- 2007.- 26 апреля.- № 16.- С. 2, 5.
2. Никитин, К. Есть такое село… / К. Никитин // Трудовая честь.- 1964.- 8 августа.- № 96.- С. 2. 
3. Юдина, О. Жемчужина в степи / О. Юдина.// Трудовая честь.- 2006.- 24 августа.-  № 34.- С. 2, 5.
деревня Каменка

Бывшая русская деревня Каменка Колышлейского района располагалась в два порядка по обе стороны ручья Каменки, левого притока реки Колышлей. Основана деревня во второй половине 18 века. Принадлежала капитану Николаю Фёдоровичу Дурову и его жене Анне Ивановне.

Легенда об «Осиновом кусте»

Между сёлами Каменкой и Чубаровкой, примерно посередине пути, растёт «осиновый куст». Это место было известно жителям ближайших сёл на протяжении многих десятилетий. Многие из них  слышали об «осиновом кусте» от своих мам и бабушек. Когда-то, возможно, там и рос один куст. Но со временем осины разрослись, и стали представлять собой небольшую рощицу. Тогда вокруг этого места были обширные поля, как, впрочем, и сейчас. Именно добравшись до «осинового куста», можно было отдохнуть, или, как говорят в народе - «перевести дух». Ещё в древности считалось, что осина умеет поглощать «злую» отрицательную энергию и возвращать её в мир через землю и воду в чистом свободном состоянии. Поэтому она издревле считается магическим деревом, способным избавлять человека от всякой нечисти.  Любой проезжий или путник, тракторист, работающий на полях, мог отдохнуть в тени осиновой рощицы от жары и зноя. Здесь можно было укрыться от проливного дождя.  «Осиновый куст» был ориентиром в сильную метель.
Считалось, что рядом с осинами можно освободиться от дурных мыслей, очистить ауру и защититься от порчи и сглаза. Недаром с давних пор и по нынешнее время столь популярны талисманы из осины. Более того, в старые времена  на её ветви вешали одежду тяжелобольных, считая, что осина умеет освобождать человека от болезни. Это место оберегалось и почиталось местными жителями. К тому же, осина весьма декоративна. Хоть ранней весной, обильно усыпанная пушистыми серёжками соцветий. Хоть летом - с тихо шелестящей сочной листвой. Хоть осенью, переливающаяся багряно-жёлтыми оттенками увядающей листвы. Эта легенда записана со слов бывшей жительницы деревни Каменка Ерёминой Галины Михайловны в 2017 году.


село Колтовское

Село основано между 1782 и 1795 годами капитаном Федором Дмитриевичем Колтовским, по всей видимости, в качестве выселка из соседнего села Липяги. В XIX веке село принадлежало Василию Николаевичу Вырубову и его наследникам.

Легенда о золоте

Село Колтовское имеет богатую и интересную историю. Она живет в рассказах и легендах. До сих пор в селе можно услышать об одном из отрядов Емельяна Пугачева, проходившего по этим местам. Во время отступления часть казны была зарыта в Медвежьем лесу, что находился в двух километрах от Колтовского. По легенде золото зарыто там, где находятся «нетленные цепи», которые сделаны из песка и никогда не истлеют. Долгое время обедневшие крестьяне искали этот клад, но безуспешно.

Вот так же бережно, как земля клад, хранят историю своего села люди.

Используемая литература:

1. Шилкина, А. История и легенды / А. Шилкина // Трудовая честь.- 1988.- 30 апр.- № 52.- С. 3.

село Крутец

Крутец - (Новая Оленевка, Болдырево, Васильевское, Ильич) русское село, бывший центр сельсовета, в 28 км. от районного центра. Поселено полковником И.И. Аленевым на правом берегу р. Крутец между 1710 и 1718 гг.  Наследники Аленева продали имение В.Я. Болдыреву и другим помещикам.

Легенда о «Духаркиной горе»

В селе Крутец на «нижнем» порядке есть такое место под названием «Духаркина гора». Его очень любили местные ребятишки. За одним из домов, был крутой обрыв к реке Крутец. Здесь девчонки и мальчишки зимой катались на санках и даже на больших санях, а летом - играли, отдыхали, купались в реке. Это место было названо так потому, что в этом доме жили три сестры. Дом выглядел очень мрачно, хоть и был большой. Чёрные брёвна навевали тоску и страх на местных детей. Сёстры жили замкнуто, к ним не ходили гости, они, практически, не общались с людьми. Одежда у сестёр тоже была тёмных, мрачных тонов. Они никогда не были замужем, не имели своих детей и не любили чужих ребятишек. Часто ругались на них и не желали видеть рядом со своим огородом. Их образ в детском сознании ассоциировался с образом «колдуньи». Звали сестёр Евдокия, Ольга и Мария. По всей видимости, название этой горы произошло от имени одной из сестёр - Евдокии. Ведь это имя можно читать как: Дуняха, Дуняра, Душа, Евдуша. Видимо, местные жители изменили некоторые буквы,  и из имени Дуняра получилось Духара. Легенда записана со слов местной жительницы Сафроновой Антонины Фёдоровны в 2018 году.


деревня Лачиновка

Русская деревня Лачиновка Колышлейского района основана на казённых землях, полученных А. Л. Нарышкиным, который продал их помещику Петру Лачинову. В 1811 году Лачинов привёз в деревню своих крестьян из Московской, Рязанской и Тамбовской губерний.
Легенда о колодце

На протяжении нескольких десятилетий 20 века в деревне существовал старый колодец. Кто его сделал, не удалось узнать. Вырыт он был на дне глубокого оврага, около Ваниной горы и имел самый простой деревянный сруб. Славился колодец не только своей чистой водой, но и своей необыкновенной силой, которая помогала в засуху орошать землю. Верующие люди в сильную засуху читали молитвы святым над водой в колодце, просили о дожде, а затем, взяв воды из колодца, несли её на местное кладбище (предположительно на могилы утопленников). На кладбище тоже читались молитвы. Долгожданный дождь орошал эти земли, и люди могли надеяться на хороший урожай. Такие случаи просящих людей о дожде встречались довольно часто в деревне.
Примерно, в 1976 - 1977 годах в деревне была построена хорошая, добротная плотина. Уровень воды в овраге сильно поднялся, и колодец был затоплен навсегда. Со временем стало даже трудно определить и место, где он был.
Старые бабушки рассказывали своим внукам об этом колодце. Став взрослыми они смогли вспомнить эту легенду о колодце. Записана она со слов бывшей жительницы деревни Лачиновка Аллановой Нины Михайловны в 2017 году.



село Островцы

Русское село Островцы, или Круча Колышлейского района находилось на правом берегу Хопра. Основано между 1747 и 1859 годами. Село было у помещика Скрипицына в собственности.
Легенда о камне

Местная легенда связана с этим селом. Люди рассказывали о необычном большом камне, на котором был лик Божией Матери. Этот камень находился в реке Хопёр, протекающей в деревне. Местные жители, в основном, женщины преклонного возраста молились над этим камнем, так как по легенде, он мог менять погоду. В сильную засуху жители просили дождя.  Идя к камню, по берегу реки, жители молились и уже надвигались тучи. И дождь действительно орошал эти земли. И этому есть подтверждение: некоторые из жителей сами были участниками таких молений. Очевидцем этих событий была жительница села Михайлина Мария Сергеевна, будучи в возрасте 5 - 7 лет она ходила к этому камню со своей бабушкой.  Позже камень исчез, его следы теряются, и его судьба неизвестна и по сей день. Легенда записана в 2016 г.

деревня Плещеевка

Русское село, основано в 1710 году помещиком И. М. Плещеевым, который перевел сюда крестьян из Нижегородского уезда. Впоследствии в селе было три помещика и, соответственно, 3 крестьянских общества. После отмены крепостного права крестьяне двух обществ выкупили землю в собственность, а третьего - еще раньше перешли в категорию государственных крестьян. В 1959 году - в составе Жмакинского сельсовета. В 1997 - центральная усадьба ассоциации крестьянских хозяйств «Плещеевский».

Легенда о болоте

На окраине села Плещеевка существует уже долгое время «Гнилое» болото. Эта топкая местность раньше была прудом, который заилился, зарос кустарниковой растительностью и практически высох. Он имеет интересную историю. Старожилы рассказывают, что в месте расположения пруда проезжал купец с каретой золота, которая застряла и увязла. Многие пытались найти те богатства…

Сейчас около этого болота находится единственный жилой дом. Раньше пруд регулярно очищался плещеевцами. Последний раз эту работу проводили в 1983 году.

Как известно, в болотистой местности можно пропасть. Вот и в деревне бывали случаи исчезновения в этом болоте огромной тракторной техники. Ни найти, ни достать эти трактора невозможно. Раньше на берегах «Гнилого» размещалась тракторно-полеводческая бригада. Механизаторы замечали, что руки после ремонта очень хорошо отмываются водой из пруда, при этом быстро заживают порезы. Пруд начал славиться среди жителей окружающих деревень своей лечебной водой.

В 2022 году неравнодушный местный житель Виталий Кулагин начал расчищать пруд. Результатом его упорного труда стала чистая вода, которая заполнила пруд. А весной 2023 года на пруд прилетели несколько семей лебедей. Будем надеяться, что теперь пруд будет долго радовать жителей района чистой водой и станет привлекательным местом отдыха.





Используемая литература:

1.     Яснова, О. Гнилой - совсем не гнилой / О. Яснова // Трудовая честь.- 2023.- 1 сентября.- № 35.- С. 8.

село Скрипицыно

Село Скрипицыно Колышлейского района находится на правом берегу реки Хопёр. Основана деревня до 1721 года, принадлежала дворянам Скрипицыным. После отмены крепостного права крестьяне выкупили землю в собственность.

Доктор философских наук, профессор Пензенской Государственной технологической академии (ПГТА) Сергей Николаевич Волков проводил исследования в Колышлейском районе. Место это очень примечательное, и известно оно далеко за пределами Пензы. Неподалеку от села Черкасск возле деревни Скрипицыно есть Ведьмино дерево. Откуда пошло такое название? Историй масса. Расскажу лишь одну.
До 1917 года скрипицынские паломники ежегодно пешком ходили в монастыри Нижегородской губернии. И как-то раз, почти дойдя до Нижнего, остановились заночевать в доме, где хозяином был седой старик. Во время ужина тот спросил: «Откуда путь держите?» А услышав, что из Скрипицына, неожиданно захохотал: «Знаем, знаем это место. Каждый год туда летаем!»…

Легенда о ветле

Между сёлами Скрипицыно и Черкасск растёт необычная ветла, которой более трёхсот лет. Её называют «ведьминым деревом». Местная легенда утверждает, что именно здесь собирались в 18 веке члены тайной секты для проведения шабашей. До сих пор местные жители стараются не проходить мимо дерева в ночное время, якобы там слышны стоны и вопли какой-то женщины. 





Используемая литература:

1. Самые загадочные места Пензенской области // Репортёр.- 2018.- 23 января.- № 4.- С. 21.
село Старая Потловка

Русское село Старая Потловка Колышлейского района основано в 1718 году дворянином К. М. Потоловым.  Имеет очень богатое историческое и культурное наследие. Здесь старинный парк, пруд, постройки помещицы Н. М. Рихтер, церковь Покрова Пресвятой Богородицы в с. Черкасск, склеп помещицы М. Н. Скрипицыной, единственный в стране храм святой мученицы Аллы.

Легенда о церкви святой Аллы

Церковь Аллы Готфской была построена в 1901 году в честь умершей в детском возрасте дочери Надежды Михайловны Рихтер Аллы.
В годы советской власти храм святой Аллы закрыли и переоборудовали в пекарню. В настоящее время с церкви снята обветшалая кровля. Началась расчистка подпола, где, по преданию, похоронили дочь помещицы. При вскрытии пола пытаются найти какие-то останки, но, скорее всего, могила была разграблена в советское время, когда церковь переоборудовали под пекарню. 

Н. М. Рихтер





Храм в настоящее время, 2023 г.

Используемая литература:

1. Адестова, В. Село родное - Потловка / В. Адестова // Трудовая честь.- 2001.- 24 августа.
2. Февралёва, С. По зову крови и души / С. Февралёва // Пензенская правда.- 2008.- 28 октября.- № 87.
Легенда о кадушке с золотом

Вся история села Старая Потловка во многом связана с именем Надежды Рихтер. Кажется, что здесь сам воздух дышит преданиями и легендами.
Взять хотя бы самую таинственную: будто бы, уезжая из своего имения после революции, бросила Рихтер в омут кадушку с золотом. Многим хотелось бы верить, что своё состояние барыня спрятала. Но ведь она отдавала свои богатства людям, строила школы, в которых обучались крестьянские ребятишки.


Используемая литература:

1. Исайчева, Г. Быль и легенды Потловки / Г. Исайчева // Пензенская правда.- 2009.- 2 сентября.
Легенда о дочери Рихтер

В Старой Потловке у Надежды Рихтер родилась дочь Алла. Младшенькая была столь талантлива и очаровательна, что о ней известный в ту пору писатель написал повесть. Девочка дружила с крестьянскими детьми, вместе с ними ходила в школу, приглашала их в гости. Не чуралась юная барышня и работы: имела в парке свой огородик, даже различала в столь юном возрасте сорта зерновых.
В 1888 году в селе началась эпидемия дифтерита, 6-летняя дочка Рихтер заболела и умерла. С её смертью связана ещё одна легенда: будто бы в это время в доме на оконном стекле появился образ иконы Божией Матери. В память о дочери Рихтер построила церковь-школу во имя святой мученицы Аллы.


Н. М. Рихтер

Церковь - школа

Используемая литература:

1. Исайчева, Г. Быль и легенды Потловки / Г. Исайчева // Пензенская правда.- 2009.- 2 сентября.  
Легенда о монашеском обличии

Ещё одна легенда связана с именем  Надежды Рихтер. Она относится к последним годам жизни помещицы. Старожилы села говорили, что  в 20-х годах прошлого века Рихтер приходила в село в монашеском обличии. В это поверить несложно. Раскрывать себя в то время было равносильно смерти, а не посетить могилы дорогих людей она не могла. Крестьяне, видимо, не забыли благодеяния бывшей барыни и не выдали её.
Ходили слухи, что в Сердобске, где, как предполагается, она доживала свой век, видели Надежду Рихтер на паперти. Скорее всего, как истинная христианка, она собирала пожертвования на храм Михаила Архангела.



Храм Михаила Архангела в г. Сердобск

Используемая литература:

1. Исайчева, Г. Быль и легенды Потловки / Г. Исайчева // Пензенская правда.- 2009.- 2 сентября.
Легенда о разбойниках

Село Старая Потловка - это сосредоточие исторических памятников и удивительной красоты природы. И мало кто знает, что эту территорию очень давно местные жители называли «чугуры». Это означает - болотистая местность. И действительно, территория недалеко от села болотистая, идущая на понижение с уклоном к реке Хопёр. Она настолько заболоченная, что весной и осенью пройти просто невозможно. На этой территории кроме болот ещё много родников. Их не перечесть - несколько десятков. Часть из них бьёт со склонов, а некоторые расположены в низинах.
С этими красивыми местами связана ещё одна легенда. Так, например, со слов старожил села, мы можем узнать далёкую историю этой местности. Когда-то очень давно, через Чугуры проходила мощёная булыжником дорога на Москву. Через неё везли свои товары из южных городов и деревень торговцы. И там, в склонах, находились пещеры, где обитали разбойники. Они грабили купцов, отбирали золотые украшения и монеты, ткани, специи, зерно и другие ценности. Разбойники богатели. В пещерах хранились награбленные ими ценности.
Возможно, что именно эти склоны остались около села до сих пор. Местные жители часто встречают в склонах отложения песчаника и вкрапления гранита. Гранит вымывают родники в склонах, а также он выпахивается с чеботаевских полей. Педагоги местной школы изучили гранит, и пришли к выводу, что гранит этот карельский, его принёс ледник. Получается, что эта территория образовалась 10 миллионов лет назад.


Используемая литература:

1. Хранит село историю прошлых лет // Трудовая честь.- 2018.- 20 июля.- № 29.- С. 6.
                                               село Сущёвка

Село Сущевка зарождалось в 1721 - 1747 годах помещиками Д. В Трусовым, С. И. Базиным, Ф. А. Сущевым-Языковым, капитаншей А. А. Сущевой-Языковой. Крестьяне переведены из Муромского, Владимирского, Ярославского, Суздальского, Пензенского уездов. Впоследствии село осталось за Сущевыми-Языковыми. 

Легенда о «Дуплистом роднике»

Родник «Дуплистый» или «Дуплястый» находится в селе Сущёвка Колышлейского района. Этот родник, в отличие от многих своих собратьев, очень удачно расположен - буквально сто метров в сторону и вот она трасса, связывающая Пензу и Сердобск. Почему же родник так назван?

Есть легенды о происхождении данного названия. Первая из них гласит о том, что в дупле растущего здесь дуба, когда-то была обретена безымянная икона. Вторая - более конкретна: по преданию источник забил из-под ветлы с дуплом, в котором явилась Тихвинская икона Божией Матери. В её честь и назван родник и освящён в 1860 году. 

Старожилы  с.Сущевка вспоминают тяжелые годы засухи. В дни бездождия в 1958 году женщины с детьми и с иконами в руках, с молитвами совершали крестный ход на родник, где слезно молились о дожде. И по горячим молитвам дано было свыше чудо: дождь, как говорят, лил как из ведра, и потом периодически шли дожди. Минула жителей Колышлейского района засуха, и был хороший урожай. А в 1972, когда даже трава была выжжена палящим солнцем, опять пошли сущевцы с иконами на кладбище и на Дуплистый родник. И в ночь этого же дня прошел ливень с грозами. Пресвятая Богородица, Заступница наша Усердная пред Господом слышит молитвы, которые возносили и возносят до сих пор к ней верующие.

В 2006 году «Дуплистый» родник вновь приобрёл благолепие и божественную красоту, то духовное значение, которое он имел со дня своего основания. Святость этого места приобщает всех страждущих к неиссякаемому Источнику Жизни. Вода Дуплистого родника считается святой, а на самом источнике оборудована небольшая  купальня.

(см. страницу "Природа родного края")


Используемая литература:

1.      http://svyato-nik.cerkov.ru/index.php/istoriya-rodnika/


село Трескино 

В 1721 году отправляется осваивать новые земли Иван Тимофеевич Трескин. Проскрипели колёса телег, отгорели костры, и возникло в чистом поле селение, названное по имени его владельца - Трескино. Много событий, памятных дат и выдающихся имён насчитывает история села, которое находится в Колышлейском районе.
Легенда об источнике

К востоку от села Трескино на открытой местности у подножия холма существует источник, издавна почитаемый верующими. Явление святой воды было действительно чудесным. По старинному преданию, передаваемому из поколения в поколение старожилами, ещё вначале XIX столетия местные ребятишки, играя под горой, нашли деревянную доску с изображением святителя Николая Чудотворца, а из-под образа забил ключ целебной воды. По возникшему образу и был назван сам источник. Явление это сопровождалось множеством чудес и исцелений людей от душевных и телесных недугов. А явленная детям икона почиталась верующими, была украшена богатой ризой и составляла главную святыню с. Трескино. По инициативе игумена Кронида родник был обустроен в 2004 году. 
(см. страницу "Природа родного края")



Источник святителя Николая Чудотворца

Используемая литература:

1. Федяшина, М. Святое село Колышлейской земли / М. Федяшина // Трудовая честь.- 2018.- 2 февраля.- № 5.- С. 4, 7.

Мы по праву можем гордиться именем Петра Николаевича Дурново. Ведь оно в своё время было известно всей России. Дурново был известным государственным деятелем. С октября 1905 года по апрель 1906 года Пётр Дурново становится министром внутренних дел России.
Дурново предостерегал Николая II от выступления против Германии, полагая, что эта война будет гибельной для монархии. Это отражено в знаменитой «Записке Дурново», датированной февралем 1914 года. В ней же чиновник обратил внимание на возможное начало революции в случае неудачи империи в войне, описав конкретные детали социальных всплесков, и тем самым фактически предсказал события, которые произошли в 1917 году.

П. Н. Дурново

Легенда о Петре Дурново

Среди жителей села Трескино ходили слухи о самоубийстве Дурново. Якобы он застрелился из-за того, что сказал наследнику престола Алексею Николаевичу: «Сопляк ты еще лезть в государственные дела». Алексей пожаловался отцу, тот ему: «Иди и сними с него погоны». Мальчик снял… Дурново не смог пережить такого унижения.
Эта легенда была записана Георгом Васильевичем Мясниковым (на тот момент вторым секретарем Пензенского обкома КПСС) в 1973 году в одной из бесед со старожилами села.
Используемая литература:


Легенда об игумене Крониде

Село Трескино  известно верующим со всей России. Здесь служит игумен Кронид. Говорят, священник творит чудеса. Исцеляет людей, возвращает душевное спокойствие, изгоняет мелких бесов и больших злых духов. Трудами священника и прихожан деревянный полуразрушенный храм был превращён в изящную церковь в честь Рождества Богородицы. Именно в этом храме Константин - принявший монашество с именем Кронид - взял на себя труд служения водосвятных молебнов за страждущих душевными и телесными недугами.

Игумен Кронид

Используемая литература:

1. Федяшина, М. Святое село Колышлейской земли / М. Федяшина // Трудовая честь.- 2018.- 2 февраля.- № 5.- С. 4, 7.

Легенда о дубе

В XVIII веке ухудшилось положение крестьян и городских низов. В 1704 году сумма налогов с крестьян возросла в 3 раза. В 1718 году многочисленные налоги и сборы были заменены единой подушной податью, которая была еще тяжелее для крестьян.

Пензенское крестьянство протестовало против феодально-крепостнического гнета. Волнения народных масс в 1773 году вылились в крестьянскую войну под предводительством Емельяна Пугачева. Путь Пугачева в Пензу проходил через села Семилей, Бекетовку, Большой Вьяс, Бессоновку.

Практически в каждом пензенском селе существует своя легенда о том, где и как именно проходил со своим войском Емельян Иванович. Существует такая легенда и у нас и связана она с селом Трескино. В ней говорится, что когда-то через село проходил отряд Емельяна Пугачева. И, что неугодных вешали разбойники, якобы, на ветвях огромного дуба, который рос в селе много лет. Дерево было крупное, крепкое, один человек его ствол обхватить не мог. Среди погибших могли быть даже женщины и дети.

Мы не знаем, правда ли это, но войско Пугачёва от Казани к Саратову действительно проходило в августе 1774 года через пензенскую территорию, через города Саранск и Пензу. При подходе армии Пугачёва или отдельных её отрядов крестьяне вязали или убивали своих помещиков и их приказчиков, вешали местных чиновников, жгли поместья, разбивали магазины и лавки.

Емельян Пугачев

Карта движения отрядов Е. И. Пугачева

Используемые источники:

1.     https://kraeved.dyub.org/

2.     https://penzoved.forumhub.ru/viewtopic.php?id=709

село  Черкасск

Русская деревня (Большая Березовка, Покровское, Елизаветино),  Потловского сельсовета, в 2 км. к северу от с. Старая Потловка. Основано между 1710 и 1717 годами ближним стольником, князем Алексеем Михайловичем Черкасским в Завальном стане Пензенского уезда. В 1717 г. разорено кубанцами.

Легенда о нерукотворном кресте

«В Черкасском стоит единственный в Сурском крае семикупольный храм, - рассказывает профессор философии из г. Пензы  Сергей Волков - Мало того, что храм интересен как памятник архитектуры, так ещё наша камера неоднократно фиксировала над ним массовые объекты в виде шаров, взмывающих в небо. А в ночное время люди нередко слышали здесь песнопения и голоса».
«Достопримечательностью» храма Покрова Пресвятой Богородицы является один артефакт, в очередной раз показывающий, что для Бога мы все едины.
В 1996 году при строительстве бани Катдусом Юсуповым из с. Дигилёвки Городищенского района при распиловке дуба обнаружилось «нечто»:  в небольшом внутреннем изолированном углубление был нарост в виде христианского креста. Эта доска более 10 лет хранилась у Юсуповых и её чудодейственной силе приписывают исцеление супруги Катдуса Румии от онкологического заболевания…

Этот крест хранится в черкасском храме и почитается верующими.


Используемые источники:



Легенда о подземных ходах 
 
Профессор Сергей Николаевич Волков знакомит ещё с одной легендой: «В свое время настоятель храма отец Павел рассказал мне несколько историй, связанных с подземными ходами. Согласно одной из них во времена воинствующего атеизма, когда большевики отбирали церковные ценности, тогдашний священник спрятал листы сусального золота, предназначенные на купола храма. Вход в этот схрон он завалил землей.
Вместе с отцом Павлом и по его разрешению мы попробовали отыскать «пещеру сокровищ». Вход в одну из них начинался прямо под храмом, но работы пришлось прекратить, едва начав их: сильно осыпался грунт. Нашли мы и два других входа в подземелье, однако и здесь из-за обвалов нам не повезло. Искренне надеюсь, что придет время, и тайны черкасских подземелий будут раскрыты…»


Легенда о сером камне 

Легенда о сером камне - она в чём-то мистическая, в чём-то таинственная. Этот камень-валун неизвестно когда появился в селе. Но в его чудодейственную силу испокон веков верили местные крестьяне. Во времена засухи они приходили к камню и молились, прося дождя. У валуна просили исцеления и от всяческих недугов. Многие вспоминали, что камень менял свой оттенок: становился то тёмно-синим, то с серым отливом.
В старых публикациях 1954 года в местной газете «Социалистический путь» удалось найти материал об этом камне как о святом камне. Не секрет, что в годы построения социализма среди населения велась активная антирелигиозная пропаганда. В то время истории об этом камне считали предрассудками и суевериями. Вот что вспоминали в то время жители: «Неподалёку от села Черкасск, в полевом овраге, бьёт небольшой родничок. Возле родничка - продолговатый серый камень с белесоватыми прожилками. Среди местного населения это место издавна слывёт святым». В 50-е годы XX века о сером камне местные жители рассказывали такую легенду: «Будто бы когда-то ещё в дореволюционные времена один из местных хуторян, увидев этот камень в овраге, там, где он всегда лежал, перевёз его к себе на усадьбу для хозяйственных надобностей. Но тут случилось необычное. Тройка лошадей, на которой перевезли камень, у хуторянина пала, а сам он лишился здравого рассудка. Верующие люди объяснили  такое несчастье тем, что в камне заключена божественная сила. По их совету камень снова отвезли на старое место, к родничку. И с тех пор это место стало считаться святым, к нему потянулись богомольцы. Около родника к дубовому колу был прикреплён треугольный деревянный ящичек, в нём стояли икона и крест. В дни религиозных праздников сюда приходили молиться люди не только из села Черкасск, но и из окрестных сёл Скрипицына, Островцов, Малых Стрельцов и даже из соседнего Телегинского района».
Существует ещё одна история, связанная с серым камнем. В годы богоборчества один из комсомольцев по указанию уездного комитета РКСМ осквернил камень, и буквально тотчас у него начался припадок, напоминающий эпилептический. С тех пор этот «борец с мракобесием» повредился рассудком. Тогда власти и приказали погрузить валун в телегу и утопить в реке. Но камень чудесным образом вновь оказался на прежнем месте! Во второй раз валун увезли в неизвестном направлении уже в 1980-е годы. Неизвестна его судьба и по сей день.

Используемая литература:

1. Алёшин, А. У «святого» камня… / А. Алёшин // Социалистический путь.- 1954.- 22 августа.- № 67.- С. 2.

село Чубаровка

Село Чубаровка Колышлейского района основано помещиком И. М. Чубаровым на землях, приобретённых им в 1812 году. Первыми жителями стали 10 семей крестьян. Позднее Чубаров переселил в деревню «ссыльных» крестьян из Тамбовской, Пензенской и Рязанской губерний.

Легенда об «Анютиной горке»

В селе Чубаровка жил помещик Акимов Аким Григорьевич, который женился на служанке Груше. У них было двое детей: сын и дочь. После длительной болезни помещик умер, оставив полноправной хозяйкой своего имения Аграфену Павловну. Когда дети выросли, они уехали в Москву, где сын поступил на военную службу, стал офицером. Каждое лето дочь Анюта приезжала в имение своей матери. Мать очень любила свою дочь и выполняла все её желания. Для своей любимой дочери она приказала построить две беседки на горке в лесу рядом со своим домом. До сих пор сохранилась эта горка в лесу, которую называют «Анютиной», а лес называют «Грушин лес». В конце 1916 года Аграфена Павловна продаёт своё имение Карташову Василию Ивановичу и уезжает в Москву к детям. В доме помещицы до 2001 года была расположена участковая больница.


Используемая литература:

1. Шульгина, Н. Из истории села Чубаровка / Н. Шульгина // Трудовая честь.- 2018.- 5 января.- № 1.- С. 4, 7.

Легенда о «Волчьем овраге»

В селе Чубаровка  «Волчий овраг» существует и по сей день. Эта территория находится за чертой села примерно в 2-3-х километрах. «Волчий овраг» начинается со стороны села, имеет более пологий склон. Его протяженность довольно длинная в сторону Саратовской области. И чем дальше от села, тем овраг становится более глубоким.

От села Чубаровка в настоящее время в овраге существуют два пруда. Их посещают любители рыбной ловли. По одной стороне прудов сейчас выкашивается хорошая высокая трава на корм скоту. Густота и обилие высокой травы в овраге было и раньше. Например, в районной газете «Социалистический путь» за 1958 год писали о хорошей, высокой траве в овраге для заготовки сена.

Овраг так назван, возможно, потому что именно по нему в деревню раньше приходили волки. То ли голод их заставлял посещать жилую деревню, то ли  возможность легкой добычи скота. Такие случаи встречались еще  до 2010 года, когда в деревню Краснополье приходили волки. Легенда записана со слов жительницы села Чубаровка Михайлиной Галины Семеновны в 2021 году.

 Суеверия и предрассудки в крае

Статья из газеты "Социалистический путь" от 7 февраля 1957 г.




Комментариев нет:

Отправить комментарий