Буртасы на территории Пензенского края
Освободившись
в X веке от власти хазар, буртасы, стремясь расширить свою территорию, стали
осваивать район Верхнего Посурья. Здесь они столкнулись с булгарами. После
многолетних набегов друг на друга буртасы вынуждены были подчиниться булгарам и
войти в состав Волжской Булгарии. Буртасы потеряли своё имя, но зато они
приобрели все достижения Волжской Булгарии. В результате начинается
экономический подъём: строятся города и сёла, развивается сельское хозяйство и
ремёсла, осваиваются новые территории. Буртасы создали Буртасское княжество,
столицей которого слал город Буртас (Юловское городище в городе Городище). Знатью
стали строиться усадьбы и замки (Сундровское, Золотарёвское и др. городища).
Рядом располагались поселения подвластных крестьян.
Основная масса поселений буртас была сосредоточена вдоль сухопутного торгового пути из Булгар в Киев, одного из ответвлений Великого шёлкового пути. В сочинениях тех лет отмечается, что «от Булгара до границы Руси - 10 остановок, от Булгара до Куябе (Киева) - 20 остановок». Две из этих остановок находились на территории сегодняшней Пензенской области: одна - в верховьях Хопра, другая на реке Юловке.
Население
буртасских городов и сёл жило преимущественно в деревянных домах, как наземных,
так и в полуземлянках. Основное население жило за пределами крепостей и
занималось земледелием, скотоводством и различными промыслами. Среди зерновых
культур преобладали рожь, ячмень и овёс. Выращивали также пшеницу и просо. Для
размола зерна пользовались ручными мельницами, состоявшими из двух больших
каменных дисков - жерновов. Буртасы разводят крупный и мелкий рогатый скот,
лошадей и верблюдов, держат домашнюю птицу. Важным подспорьем в хозяйстве
становится охота, бортничество, рыболовство. Охотятся на лосей, медведей,
бобров, зайцев, но преобладала охота на пушных зверей: соболей, песцов, лисиц.
В
буртасских городах часто встречаются дома булгар, русских, мордвы. А на
территории Верхнего Примокшанья по соседству располагались целые деревни буртас
и мордвы.
Каждому известно, что Русь спасла Европу от монголо-татарского нашествия. А вот то, что Русь от полного уничтожения спасла Волжская Булгария, знают далеко не все. Да и сами монголы не думали, что им, завоевателям великих азиатских империй, сможет противостоять какое-то государство в Среднем Поволжье. Против Батыя в 1242 году поднялось местное население: мордва, буртасы, русские. В результате всех этих событий территория Пензенского края обезлюдела...
Из истории Колышлейской земли
По свидетельству древнегреческого учёного Геродота, ещё до нашей эры на территории северного Причерноморья проживали племена скифов. Доходили они и до верховья Хопра. Бывали на этой земле и сарматы, половцы, печенеги, гунны, авары, финно-угорские племена, буртасы, мордва, почти 300 лет господствовали монголо-татары.
В середине XVI столетия Поволжье вошло в состав централизованного русского государства. Однако огромное пространство, покрытое лесами и степями, позже вошедшее в Запольный стан Пензенского наместничества, в то время представляло необжитый край, считавшийся Диким Полем. В Диком поле не было оседлых поселений. Это была, скорее, дорога, по которой бесконечно шли, перемещались, перемешивались кочевые племена.
До начала массовой колонизации Пензенского края территория района представляла собой преимущественно луговую степь. По берегам Хопра и его притока Колышлея росли местами рощи разных пород широколиственных деревьев. Земля использовалась ногайцами, калмыками и другими степными народами в качестве летних пастбищ. Ногайцы и другие кочевники, когда нападали на юго-восточную границу Московского государства, охотно избирали путь через район рек Хопра, Суры, Медведицы, как незаселённый и наиболее удобный для нападения на русские города и сёла. Кочевники нападали постоянно.
С завоеванием Азова и построением Петровской оборонительной линии от Буртас до Сердобска район начал заселяться преимущественно помещичьими крестьянами. Деревни строились по берегам рек, где имелась вода для жизни людей, для скота и полива огородов. До 1721 года на территории района было построено 15 деревень и сёл: Апраксино, Берёзовка, Давыдовка, Кайсаровка, Карауловка, Крутец, Липяги, Плещеевка, Скрипицыно, Степановка, Сущёвка, Телегино, Трескино, Чеботаевка, Черкасск. С 1747 - 1762 годы основаны следующие деревни: Алферьевка, Бекетовка, Голицыно, Каменка, Пановка. Большинство сёл носят названия по именам своих основателей.
Первопоселенцами были крестьяне пограничных с Пензенским уездов. Также в XVIII веке край заселяют крепостные крестьяне, подаренные императорами солдатам и офицерам лейб-гвардии за преданную службу. Ко времени проведения пятой ревизии в 1795 году на территории, которая сейчас принадлежит Колышлейскому району, насчитывалось не менее 50 населенных пунктов, причем, как правило, население поступало извне. Степная местность, отсутствие естественной защиты, отдаленность слобод, в которых жили вооруженные служилые люди, сдерживали массовую колонизацию под угрозой грабежа со стороны мелких групп кочевников и «своих» разбойников.
Императорами раздавались земли помещикам, монастырям, служивым людям. Прилив населения извне продолжался в наш край и в первой половине XIX века. В 1859-1864 годах на этих землях насчитывалось 78 селений, многие весьма крупные. Но со второй половины XIX столетия внешняя колонизация прекратилась, если не считать выделение земель из государственного фонда украинцам в самом начале XX века. Возникновение новых деревень и поселков продолжалось, однако, в форме добровольного ухода крестьян или насильственного перевода (или перевода по жребию) из существующих селений во вновь образованные по соседству. Причина этому - желание жить поближе к земле, чтобы не тратить времени и усилий на дальние поездки для полевых работ.
В годы Столыпинской аграрной реформы и в 1920-е годы число поселков возрастало высокими темпами. Пока сложно сказать, сколько селений такого рода появилось на территории района до Великой Октябрьской революции. Однако к середине двадцатых годов общее число населенных пунктов достигло 140, т.е. по сравнению с серединой XIX века увеличилось почти вдвое, а численность населения достигла наивысшего значения - 64 тыс. человек, в 2,5 раза больше, чем в 2013 году.
Неразумная политика массовой коллективизации изгнала из района более трети населения, а всего до 1939 году его численность составила 80,5% от уровня 1928 года. Хотя относительно других районов Нижневолжского края Колышлейский пострадал меньше, чем некоторые соседние. Помогла промышленная составляющая района, базировавшаяся вдоль железной дороги, и создание целого ряда совхозов на производственной базе бывших помещичьих хозяйств, в которых вопросы «уничтожения кулака как класса» и «процент коллективизации» не стояли.
Вторая волна отлива населения наблюдалась между 1939 и 1959 годами. В годы Великой Отечественной войны погибли в боях жителей района - 2862, умерли от ран - 557, погибли в плену - 27, пропали без вести - 3036, всего безвозвратных потерь - 6482 человека. Упала рождаемость. Некоторую часть коренных жителей забрала мобилизация молодежи на крупные стройки народного хозяйства страны, освоение Дальнего Востока и Сибири. К началу 1960 года численность населения района в его нынешних границах составила 34 тыс. человек. В наши дни в среднем ежегодно Колышлейский район имеет убыль населения в 216 человек, а общая его численность находится на уровне времен Александра Первого.
Сёла нашего района побывали в разных волостях, уездах, краях и округах, губерниях и областях, прежде чем войти в Колышлейский район Пензенской области. Но всегда они находились на территории Среднего Поволжья.
Название Колышлейского района происходит не по названию районного центра, а сам районный центр назван по одноимённой реке. Очень важно то, что наши предки поселились на свободной земле. Никого с земли не сгоняли и никого не разоряли. Изначально наши предки не оставили нам корней вражды и враждебности на колышлейской земле.
Из истории заселения родного
края
(с. Никольское)
Из племен, ныне проживающих в бывшем Саратовском наместничестве,
не одно не было исконным здешним жителем. Да и неизвестно, кто были
аборигены этого края. Географы и историки классической древности знали о
здешней стороне по темным слухам. Писатели первых веков христианской эры, а
христианство на Руси введено в 988 году, сообщают сведения также очень
сбивчивые. Вообще же можно заключить только одно, что здесь и в эпоху,
отдаленной от нас веками древности, проходили и временно останавливались
различные нарды. Не утвердившись прочной оседлостью, они оставили по себе
воспоминания только в безмолвных, однако ценных для исследователя, курганах, а
местами и бабах (Бабы - это каменные изваяния, изображающие фигуру женщины). К
сожалению, учеными курганы до сего времени не исследованы. Все они признаются
произведениями позднейших времен, именно татарских-ордынских, что отчасти
справедливо. Между тем случайно сделанные находки показывают, что некоторые из
курганов принадлежат народу еще не знавшему железо и заменявшему этот металл
медью и камнем.
Колонизация Саратовского края русскими началась, прежде всего, с
Сердобского уезда. Это подтверждается большею плотностью населения и более
равномерным размещением населения и, наконец, тем, что самые названия здешних
русских сел своей формой напоминают подмосковную Русь: Волынщина,
Хованщина (ныне Бековского района).
Самым чистым русским уездом должно признать Сердобский уезд, в
котором инородческое население не доходит и до 1-1/2%, к тому же, эти инородцы
Мещера совершенно обрусели и сохраняют только некоторые особенности в костюме,
которые со временем совсем исчезли.
Особенно сильное переселение происходило в последней четверти XVIII столетия, когда многие знатные помещики: Нарышкины, Голицыны, Куракины стали
переводить своих крестьян сюда на пожалованные им земли. В эту пору возникли
здесь некоторые селения с затейливыми дворцами, как например в Зубриловке (ныне
Бековский район), послужившие усыпальницей князей Волконских, Голицыных и их
родственников; Надеждино - ныне село Куракино Сердобского района, куда удалился
по требованию Екатерины II, находившийся в немилости ее из-за дружбы с сыном
Павлом, известный дипломат князь А.Б. Куракин.
Единственные инородцы в Сердобском уезде мещера являются
переселенцами из Рязанской губернии, водворены на жительство в Мещерское
(Сердобского района) и Никольское (ныне Колышлейского район) очень давно. Если верно показание духовных росписей, что первая церковь в селе
Мещерском была основана в 1598 году, то нужно допустить, что Мещера являются
одними их первых колонистов здешнего края по присоединении его к Московскому
государству. Если даже это показание о построении церкви опустить на целое
столетие, то и тогда водворение Мещеры следует отнести к XVII веку. Следовательно,
поселения Мещерское и Никольское возникли, когда еще не было Сердобской слободы
(Сердобска), поэтому эти села старше Сердобска.
Археологические находки в крае
Богато
Прихопёрье всевозможными памятниками
старины и археологическими находками. Большие возможности здесь для
краеведческой деятельности.
В
своё время наш земляк А. Ливанов (литературный псевдоним - Т. Галынский) собрал
немало материалов о прошлом родного края. В 1927 году он закончил объёмистую
рукопись «К истории Сердобского уезда», которая хранится в музее Сердобска.
Помимо других ценных сведений, в ней приведены названия памятников старины и
мест археологических находок.
В
1850 году после половодья на реке Колышлей близ Трескино была найдена берцовая
кость мамонта (направлена в Саратов).
Были и другие ценные археологические находки. В 1850 году близ Раевки Колемасской волости у курганной насыпи выпахали часть древней металлической кольчуги. Например, в Давыдовке при разработке торфа в 20-х годах XX века на глубине двух метров вместе с останками древнего лося были найдены бронзовые ножи и браслеты. В разных местах многим попадались древние монеты.
У
села Черкасска в 1881 году в водном спуске мельницы и в обрыве берега реки
Хопра возле Скрипицына находили черепа вымершего древнего быка и несколько
обломков костей мамонта. Эти находки хранились в школьном музее села Старая
Потловка, а затем были переданы в краеведческие музеи городов Саратова и
Сердобска.
В 1896 году на левом берегу речки Колышлей, выше существовавшей тогда мельничной плотины, неподалёку от села Апраксина, был найден обломок бивня и другие кости мамонта. В 1921 году возле Алексеевки Колемасской волости, а в 1924 году на берегу речки Колышлей возле Надеждина находили зубы этого вымершего животного. Такие же находки обнаруживали около Трескина и деревни Липовки Чубаровской волости. В 1900-х годах в овраге на восточной окраине деревни Липовки на глубине, примерно, 12 метров были найдены кости первобытного человека. Такая же находка была обнаружена в 1925 году в Названовке при обработке полей. Здесь вместе с костями были найдены и обломки глиняной посуды. Примерно в это же время в одном из курганов крестьянин села Сущевки И. Смирнов нашел грубый каменный топорик. А в Чубаровке на глубине 5-6 метров было найдено первобытное орудие - топорик из рога исполинского оленя. Позже в Никольске на пашне были найдены кремневые наконечники для стрел.
Чаще всего археологические находки встречаются после спада вешних и дождевых вод, при добыче камня, торфа и других земляных работах, а также при обработке полей.
Используемая литература:
1. Мещеряков, С. Краеведение интересно! / С. Мещеряков // Социалистический путь.- 1961.- 26 февраля (№ 25).- С. 4.
Статья из газеты "Социалистический путь" от 12 июня 1955 г.
Первая,
наиболее полная перепись населения в нашей стране была произведена в начале
XVIII века при Петре I. Первая перепись и следовавшая за ней ревизия
проводились с 1718 по 1725 годы. Пётр этой ревизией закрепил окончательно
крестьян за помещиками, а последних - за государственной и военной службой.
В
Сердобском уезде по первой ревизии числилось 26 населённых пунктов. В Сердобске
проживало в 250 дворах свыше 1000 жителей. Как выглядела жизнь на территории
теперешнего Колышлейского района в период первой ревизии? Из архивных
документов видно, что в то время существовало Трескино, заселённое 25
семействами пахотных солдат. В деревне Камзолке, теперь Чубаровского сельского
Совета, находилось 15 дворов, которая принадлежала Переяславско - Рязанскому
троицкому монастырю. После первой ревизии возникают сёла Черкасск, Сущёвка,
Подъячевка, Кайсаровка, принадлежавшая после княгине Салтыковой, Никольское, в
котором в 1736 году было 16 дворов и ряд других сёл.
Используемая литература:
1. Николаев, Б. Первая подушная перепись в начале XVIII века / Б. Николаев // Социалистический путь.- 1959.- 4 января (№ 2).- С. 2.
Волнения крестьян накануне реформы 1861
года
Много
веков подряд Поволжье было ареной жестоких сражений между крестьянами, ищущими
вольной жизни, и царским самодержавием, которое жестоко подавляло всякое
аграрное движение. В начале XIX века для
крестьян Саратовской губернии нигде не было ни земли, ни воли. А в Сердобском
уезде, где 71,8 всех крестьян являлись крепостными, положение было ещё более
тяжким. Пустующих земель в то время почти не было. 69,4 процента всех угодий
составляли распашные земли. Дальше расширяться было некуда. Экономическое
положение крестьян ухудшалось.
В
1856 году крепостное население Саратовской губернии в числе 322.930 душ
мужского пола принадлежало 2676 владельцам. В период с 1826 по 1854 годы в
России было 556 волнений и восстаний крепостных крестьян. Наибольшее количество
- 54 - падает на 1848 год, причём около 20 волнений крестьян за этот год падает
на Саратовскую губернию. В ней самый крепостнический уезд - Сердобский.
Наиболее
крупным волнением крестьян Сердобского, Кузнецкого и Петровского уездов
Саратовской губернии в 1840-1842 годах был так называемый картофельный бунт.
8
августа 1840 года царское правительство издало указ о посевах в селениях
государственных крестьян картофеля. Рекомендовалось засевать эту культуру на
общественных запашках. На посев картофеля выделялся продовольственный капитал в
25 тысяч рублей, давались крестьянам льготы для приобретения семян. Но не в
меру ретивые местные правители решили «облегчить» себе эту задачу. Были даны
указания окружным начальникам «не упускать осеннего времени, вспахать и
удобрить по одной десятине в каждом селе». Окружной начальник Кузнецкого уезда
решил углубить усердие губернского начальства и заставил крестьян без всякой
платы распахать глубокой осенью почву и удобрить её в течение зимы из расчёта
по 200 возов навоза на десятину. Вместо того, чтобы на приобретение семян
использовать государственные кредиты, он заставил крестьян покупать семена на
средства, «поступающие на содержание мирских оброчных статей». «Опыт» ретивого
кузнецкого окружного начальника распространился на все уезды губернии. Таким
образом, возник новый «картофельный» налог. На каждую податную душу в разных
уездах устанавливалась своя цена: по семь копеек, по девяти с четвертью копеек,
по восемнадцать копеек. Это и явилось той искрой, которая подожгла сердца
крестьян, и с весны 1841 года в Сердобском, Петровском и Кузнецком уездах вспыхнули восстания.
Особенно
ожесточённым было сопротивление посевам картофеля в селе Бакуры. Здесь
потребовали сеять картофель не на общественной земле, а на надельной. Крестьяне
избили писаря Козлова, досталось и волостному старшине и старосте. Вскоре
прибыли в село власти и начали вести допрос. Земский исправник был вынужден
доложить губернатору, что в Бакурах началось восстание, которое поддерживают
крестьяне сёл Комаровки, Б. Панкратовки и Кручи. Губернатор Фадеев учинил
жестокую расправу над бакурскими крестьянами. 439 крестьян были отданы под суд.
Пока происходила расправа в Бакурах, картофельный бунт захватил крестьян сёл
Зелёновки, Пригороднего, Никольска, Давыдовки. С непокорными расправились и
здесь. Посевы картофеля в Саратовской губернии стали распространяться лишь
после падения крепостного права.
Некоторые
либерально настроенные помещики пытались забежать вперёд и решали этот вопрос
сами, конечно, с наибольшей выгодой для себя. Например, помещица Юрьева села
Никольска отпустила на волю 12 душ мужского пола. При этом они должны были
отработать на неё: доставлять хлеб зерном, косить сено, привозить дрова из
леса, чинить мельницу. За это крестьяне имели право безденежно молоть хлеб для
собственного потребления.
Такие
факты были единичны. В большинстве же случаев помещики усиливали эксплуатацию и
истязания крестьян, доводя их до преступления.
1848
год был неурожайным. По Поволжью прошли суховеи. Начался голод. Измученные и
разорённые крестьяне страшно бедствовали. Помещики, вместо помощи, открыто
издевались над крестьянами. Так, известный своим зверством помещик Жмакин,
владевший в Сердобском уезде двумя деревнями, «велел выдавать крестьянам мещину
(месячину): по 30 фунтов лебеды и по 10 - ржаной муки на человека в месяц. Что
это был за хлеб,- чёрно-зелёный, горький, вонючий. Возьмёшь, бывало, такой хлеб
на руку, а он разваливается на все стороны. Я давал его на пробу своим свиньям,
а они только понюхают и ни одна не дотрагивалась. Весною, зато, открылась между
этими несчастными крестьянами страшная цинготная болезнь и народу померло
множество» - пишет современник в журнале «Русская старина» (1880 г., март, С. 77-78).
Жмакинские,
лачиновские крестьяне, доведённые голодом до отчаяния, перестали повиноваться
помещикам, не стали выходить на барщину. Только жестокая расправа смирила
крестьян, но дух сопротивления крепостникам не был сломлен.
С
новой силой поднялись крестьяне Сердобского уезда на борьбу против
феодально-крепостнического строя в 1854 году, в связи с призывом в
государственное ополчение, вызванное Крымской войной. В народе пошёл слух, что
идущие в ополчение будут освобождены от крепостной зависимости. Но эти слухи
оказались ложными.
Крестьяне
Сердобского уезда чаще всего выступали против своих поработителей. Проходившая
в 1858 году ревизия установила, что по уезду растёт больше женское население,
что ещё больше затрудняло положение крестьян, поскольку надел земли давался
только на душу мужского населения, достигшего ко времени ревизии 18 лет. Эти
чисто экономические причины являлись основанием постоянного недовольства
крестьян. Сердобские крестьяне одними из первых в Саратовской губернии
поднялись против ига крепостничества.
В
селе Черкасском, принадлежавшем помещикам Заварицкому и Бекетовой, особо остро
ощущалось малоземелье. Урожай с надельной земли не оправдывал вложенного в него
труда, и крестьяне были в вечной кабале у помещиков. Недаром здесь барщина была
доведена до 5-6 дней в неделю. Восставшие крестьяне захватили общественный
магазин и разграбили хлеб и семена, растащили прошлогодние господские гумна и
размолотили хлеб.
Затем
искра восстания перекинулась в Берёзовку и Названовку, которой владел помещик
Путилов, в Сущёвку - крупное имение Сабурова. Крестьяне требовали, чтобы
голодным был выдан хлеб и семена на посев. Те крестьяне, которые наряжались на
молотьбу господского хлеба, после обмолота растаскивали его, несмотря на
сопротивление стражников и дворовых. В Названовку была вызвана команда из
Сердобска, но крестьяне, вооружившись кольями, дали решительный отпор.
Правительство
наводнило Сердобский уезд карателями и жестоко расправилось с участниками
аграрных волнений. Это было в мае 1859 года.
Используемая литература:
1. Николаев, Б. Волнения крестьян накануне реформы 1861 года / Б. Николаев // Социалистический путь.- 1959.- 22 мая (№ 60).- С. 3, 4.
Костычев Владимир Кузьмич, уроженец с. Островцы,
воевал против Колчака
Комсомольское движение в крае
В 1922 году в посёлке Саловка была организована первая комсомольская ячейка. В ней состояло 25 - 27 человек. Со многими трудностями и проблемами комсомольцы справились благодаря переписке в 1924 году с Надеждой Константиновной Крупской. Они просили уже после смерти В. И. Ленина, присвоить избе-читальне имя вождя. Она живо откликнулась на просьбу. Переписка длилась на протяжении полутора лет.
Комсомольцы помогали местной партийной организации вести политико-воспитательную и культурную работу на селе, распространяли газеты, участвовали в художественной самодеятельности, в ликвидации неграмотности среди населения, в создании библиотеки. Комсомольцы охраняли порядок в селе. Ночью по очереди патрулировали по посёлку и дорогам, задерживая подозрительных и конвоируя их в волостную милицию в Трескино. Комсомольцы помогали семьям погибших земляков в годы Великой Отечественной войны. Они засевали землю их семьям, помогали убирать урожай.
Используемая
литература:
1. Ромадин, В. Наши первые шаги / В. Ромадин // Социалистический путь.- 1958.- 29 октября (№ 130).- С. 2.
Статьи из газеты "Трудовая честь" от 21 марта 1974 г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий