Народные художественные промыслы района

Народное художественное творчество - это особый удивительный мир подлинного народного искусства. А мастера-умельцы искусством своих «золотых рук» создают фундамент сохранения и развития художественных промыслов родного края. 

Славные традиции народных промыслов и ремесел в Колышлейском районе представлены: вышиванием и резьбой по дереву, художественной ковкой и пуховязанием,  лозоплетением и росписью по дереву, ткачеством и лоскутным шитьем.

 Береста

У кого какой миленок –

У меня ремесленный:

Отдала ботинки шить-

Сшил сапог берестяный.

Береста - уникальный материал. Дошедшие до нас древние письма и документы сохранились так хорошо потому, что береста не подвержена гниению, мягка, пластична и очень прочна. Издревле на Руси знали чудесные свойства бересты: она не пропускает воду, молоко в ней не киснет, а в самую жаркую погоду квас в ней всегда прохладный. Выходя на работу в поле, крестьянин всегда брал с собою туесок с квасом.

В крестьянский быт береста очень прочно вошла. В крестьянской избе и сенях стояли кузовки, ларцы, короба, корзины, лукошки, лежали канаты и веревки, свитые из бересты. На ярмарках продавались берестяные хлебницы, солонки, разнообразные бутылочки, детские игрушки, шкатулки, ларчики.

Берестяные вещи прежде ничем не украшались. Основную художественную нагрузку несла сама форма - нежная, атласно-бархатистая фактура материала. При этом, каждый мастер знал, что весенняя береста - холодновато-желтого оттенка, а осенняя - теплого, карамельного.

История

В дореволюционные годы в России берестяным промыслом жили сотни тысяч людей, целые села, а сам промысел занимал одно из первых мест. В Пензенской области, как и по всей России, берестой занимались во многих русских, мордовских, татарских и чувашских селах и деревнях. Береста - это живое, настоящее, песенное. В бересте заключена душа народа.

Современность

В 90-е годы XX века мастера области представляли на выставках замечательные работы из бересты: золотисто-медные туеса, игрушки, шкатулки, брошки, посуду. Свои работы мастера украшают прорезной резьбой с цветочным орнаментом, чередуют берестяные ленты.

Было время, когда казалось, что древнее ремесло кануло в лету. Однако, народная память и жажда восстановить утраченные связи с наследием предков оказались сильнее веяний времени. Есть энтузиасты - любители старины и народного творчества, готовые восстановить утерянные ремесла, создать новые направления.

В настоящее время в Колышлейском районе мало мастеров, занимающихся берестяным промыслом.

Используемая литература:

1. Серебрякова, О. В. Народные художественные промыслы Пензенской области [Текст]: [альбом] / [О. В. Серебрякова, М. В. Ганченкова]; Управление культуры и архива  Пензенской области.- Пенза: УП Принт, 2014.- 189, [2] с.: ил., цв. ил., портр., цв. портр.-  (Таланты земли Пензенской).

Вышивание

У меня на сарафане

Косолапы петухи;

Я сама не косолапа –

Косолапы женихи!

Вышивание испокон века считалось женским ремеслом. А техника вышивки и рисунок, форма, последовательность узоров передавались из поколения в поколение. В селах и деревнях издревле учить вышивке девочек начинали с 7-8 лет. С этих самых пор девочки уже начинали собирать себе собственноручно вышитые вещи в приданое. 

История

По данным этнографической экспедиции 1986-1987 годов, вышиванием в Пензенской губернии занимались в Колышлейском, Лопатинском, Малосердобинском, Нижнеломовском, Сердобском, Бессоновском, Сосновоборском, Тамалинском районах.

Вышивали на холсте, льняном или посконном. Вышивали льняными нитками, окрашенными в красный, излюбленный народом, цвет. Красные узоры, вышитые по белому - самые древние.

Головные женские уборы: кики и кокошники, перевязи для девиц, рубахи, сарафаны, полотенца, полушубки - вот далеко не полный перечень вещей, которые всегда украшали богатой вышивкой.

Полотенце узорчатое вообще считалось хорошим свадебным подарком. Рушник был украшением избы, его помещали  в «красный угол», часто вокруг иконы. Узор на полотенце носил сакральное значение. Еще древние славяне поклонялись «убрусцам» с символическими изображениями петуха или жар-птицы, павы, которая была символом солнца и тепла, а также жаворонков. Обязательным элементом узора были также геометрические символы коней, дерев.

С принятием христианства в обиход вошла вышивка крестиком. К началу XIX века узор на вышивке сделался пышнее, разнообразнее, ярче. Широко стал использоваться шелк, золотая нить, разноцветная шерсть.

В Пензенской губернии одежду, скатерти, полотенца, постельные принадлежности сотни лет украшали обильной вышивкой и кружевом. Преобладающий цвет - красный. Плотная вышивка густо заполняет белую ткань, которая становится частью узора.

Современность

На пензенской земле девочек с раннего возраста учили владеть иглой. Сегодня пензенские мастерицы вышивают в основном крестом и гладью. Дошедшие до нас вышивки имеют свои характерные черты, несущие в себе местные художественные традиции, национальные особенности. Они поражают самобытной красотой и разнообразием узоров.

Для нашего края характерны белая и цветная строчка, счетная гладь, роспись, яркие геометрические рисунки, растительный орнамент, розетки, ромбы, квадраты. Наряду с красным цветом встречаются синий, желтый, реже зеленый, черный. Часто можно встретить чередование полос белой строчки с яркими, многоцветными. Иногда вышивка чередуется с мережками.

Используемая литература:

1. Серебрякова, О. В. Народные художественные промыслы Пензенской области [Текст]: [альбом] / [О. В. Серебрякова, М. В. Ганченкова]; Управление культуры и архива  Пензенской области.- Пенза: УП Принт, 2014.- 189, [2] с.: ил., цв. ил., портр., цв. портр.-  (Таланты земли Пензенской).

Вышивка крестом

Фрагмент вышивки крестом

Мастериц, занимающихся вышивкой в нашем крае много. Это направление народного творчества доступно и востребовано.

Кузнецова Мария Николаевна

(р.п. Колышлей)

 

Салфетка, вышитая крестом, работа Кузнецовой М. Н.

Фрагмент салфетки

Салфетка, вышитая крестом, работа Кузнецовой М. Н.

Фрагмент салфетки

Льняная скатерть, вышитая крестом, работа Кузнецовой М. Н.


Фрагменты скатерти

Сазанова Антонина Ивановна

(р.п. Колышлей)

Родилась Сазанова Антонина Ивановна 15 января 1942 года.  Долгое время работала педагогом в школах посёлка. Её любимое занятие - вышивка. Научилась вышивать еще в детстве. Затем был период, когда вышиванием не занималась, потому что были годы учебы в институте, маленькие дети, насыщенная работа. 

К любимому занятию вернулась, выйдя на пенсию. В каждую работу Антонина Ивановна вкладывает частичку своей души. За 25 лет вышила десятки картин. Использует технику вышивки крестом (крестиком или как еще ее называют счетной вышивкой). Ее работы посвящены сельской теме, русской природе, монастырям и церквям, птицам и любимым цветам мастерицы. Много работ с натюрмортом. Картины Антонина Ивановна вышивает и дарит своим родным и друзьям. Она научила вышивать свою внучку и радуется её успехам.

Сазанова А. И. со своими работами, р.п. Колышлей, 2025 г.

"Осень", вышивка крестом

"Дорога к храму", вышивка крестом

"Сельский пейзаж", вышивка крестом

"Сирень", вышивка крестом

"Лошадь", вышивка крестом

"Цветочный мотив", вышивка крестом

"Нежный цикламен", вышивка крестом

Вышивка «ришелье»

Вышивка «ришелье» называлась по имени знаменитого кардинала, который ввел на такие кружева моду. Она, среди прочих видов кружев, была очень популярна в России, вплоть до 60-70-х годов прошлого века.

История

В домах уголками с такой вышивкой украшались: «красный угол» с иконами, полочки буфетов, этажерок. Салфетки с вышивкой  «ришелье» стелили на столы и тумбочки, ими прикрывали телевизоры. Такой вышивкой были украшены и занавески в деревенских и городских домах, и подзоры, и наволочки. В старину простыни и другое постельное белье, скатерти, шторы и занавески, рубашки шили из неокрашенного коленкора.

Рисунок на ткань переводили разными способами. Затем обрабатывали на машинке - выбивали (выбивка), проходя все зигзаги и завитки рисунка как бы оверлоком. А уже потом ножницами осторожно и аккуратно вырезали все лишнее. Орнамент в основном был растительно-геометрический, в виде различных цветов и листьев, ромбов и квадратов. Красиво смотрелись, например, на занавесках виноградные грозди и листья.

Современность

В настоящее время вещей с вышивкой «ришелье» на территории района сохранилось очень мало, они редко встречаются, могут храниться в бабушкиных сундуках или у любителей старины. Увидеть некоторые из них можно в мини музее предметов народного быта модельной библиотеки р.п. Колышлей. 

 Используемые источники:

1. https://dzen.ru/a/XjQQ9VPeVyHM920w

2. https://archivogram.top/36145376-zanaveska_vybita_v_tehnike_rishelye

3. https://ru.wikipedia.org/wiki/Коленкор

Занавеска, вышивка "ришелье", 60-70-е годы XX века

Фрагмент рисунка "виноград"

Вязание крючком

Подзор - полоса ткани с вышивкой или кружевом, пришиваемая к одному из длинных краев простыни, так что при застеленной постели подзор остаётся открытым и свисает над полом. Подзор был защитным элементом, как и многие другие предметы народного быта. Большинство белых подзоров, первое упоминание о которых датировано 1701 годом, было выполнено в конце XVIII - начале XIX века. В кружевных подзорах, обычно белого цвета, используется геометрический и стилизованный растительный орнамент.

Раньше подзоры использовались повсеместно: в каждой деревне, в каждом доме. Вывязанный крючком рисунок имел в основном геометрические фигуры: ромбы, квадраты. Мог иметь и природные элементы: фигурки птиц, животных, цветов, растений.

В настоящее время старинная техника оформления подзоров не используется в быту людей. Этот элемент в современном мире скорее стал музейным экспонатом. 

Используемые источники:

1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Подзор_(текстиль)

Подзор, вязание крючком

Подзор, фрагмент узора "ромб"

 Керамика

Лыкосова Анастасия Александровна

(с. Трескино)

Среди лугов и полей раскинулось село Трескино. История села богата на события и памятные даты. Оно славится храмами, именами выдающихся людей, великими тружениками на родной земле. Трескино стало родным домом для многих людей.

Переехала в село жить и Лыкосова Анастасия Александровна. Пять лет назад молодая, энергичная женщина начала обустраивать домашний быт и думать о своем будущем. Человек творческий, имеющий специальное образование, Анастасия определила для себя сферу деятельности - заняться производством керамики. Знания были, она училась в Пензенском художественном училище имени К. А. Савицкого, Академии керамики в Санкт-Петербурге, много занималась на курсах по росписи, гипсомодельному делу, декору онлайн и офлайн.

Лыкосова А. А. со своими работами

Уже 7 лет Анастасия занимается любимым делом. За эти годы много идей и задумок осуществила, многого добилась, придумала свой авторский стиль, свои, присущие только ей, работы. А они удивительные, красивые, яркие! Среди ее работ: чудесные керамические блюдца с китами, украшения, чайные пиалы, подвески и пуговки, сувениры и чайные кружки.





На вопрос «Как приходит идея?», Анастасия ответила - «Образ будущей серии формируется из моего стиля, возможностей именно моих материалов, моих навыков и наблюдений».

Мастер по керамике Лыкосова Анастасия принимает активное участие в самых различных ярмарках, фестивалях, праздниках. Вот некоторые из них: «Спасская ярмарка» в Елабуге Республики Татарстан; Международный фестиваль «Канитель» в городе Пенза; «Палитра ремесел» в Саратове; ярмарка «Мастеров народных братство» в городе Городец Нижегородской области; Международная выставка «Ладья» Экспоцентр в городе Москва и другие.




Лыкосова А. А. является хранителем старинного промысла в Колышлейском районе. Мастеров керамики в нашем крае немного, поэтому важно сохранить изделия из глины, их энергетику, показать людям тепло, эластичность этого природного материала. 

С керамическим промыслом мастера  можно подробнее познакомиться на странице ВКонтакте «Настенька / гончарная мастерская».








Используемый источник:

1.   https://vk.com/nastenka.ceramics

Ковроткачество

Вы спросите, я скажу,

Пошто в прядильную хожу:

Разных песенок попеть,

На миленка поглядеть.

Ковер долгое время на Руси считался диковиной чудесной, которую привозили из далеких жарких стран. Они, в основном, поступали от торговли с восточными и южными соседями.

История

В старину в России умели ткать безворсовые и махровые ковры, которые имели огромное разнообразие рисунков и геометрического, и растительного орнамента. В Поволжье ковроткачеством исстари занимались татары.

Русский народный ковер имел четкую квадратную форму, по его поверхности шел геометрический орнамент, кайма долгое время не выделялась, а центр занимали различные наклонные, зигзагообразные полосы и их комбинации. Позже в узор добавились ягоды, вазоны с цветами, самовары, чайные чашки, птицы и звери.

Особое значение в России имел санный махровый ковер. Этот ковер одной стороной свешивался с задней спинки саней. В санных коврах с началом и развитием ямщицкого промысла возникла острая необходимость.

В пензенской губернии промысел ковроткачества зародился в конце XIX века. Соломинские ковры пользовались большим спросом, они ткались мастерицами из ниток 28 цветов, с орнаментом и геометрическими фигурами темных расцветок.

Современность

В настоящее время для Колышлейского района этот вид народного промысла очень редко встречается. Отдельные мастерицы в частном порядке создавали ковры в технике ковровой набивки.

Можно увидеть настоящие тканые дорожки, выполненные на ткацком станке, практически, только в краеведческих музеях, мини музеях предметов народного быта при библиотеках или школах.

Используемая литература:

1. Серебрякова, О. В. Народные художественные промыслы Пензенской области [Текст]: [альбом] / [О. В. Серебрякова, М. В. Ганченкова]; Управление культуры и архива  Пензенской области.- Пенза: УП Принт, 2014.- 189, [2] с.: ил., цв. ил., портр., цв. портр.-  (Таланты земли Пензенской).


Тканая дорожка

Ерёмина Екатерина Архиповна

(д. Каменка)

Ерёмина Екатерина Архиповна родилась в деревне Каменка Колышлейского района 27 октября 1925 года. Была младшим (седьмым) ребенком в семье Архипа и Варвары Молчановых. С детства был знаком крестьянский труд, как и всем в деревне. Дети всегда помогали родителям. Осиротела в 16 лет. Вместе с мужем Ерёминым Михаилом Семеновичем, участником Великой Отечественной войны, воспитала троих детей. Умерла 20 сентября 2008 года в р.п. Колышлей.

Ковроткачеством Екатерина Архиповна занималась в 80-е годы XX века. Её ковры ручной работы были вытканы для родственников. Для изготовления таких ковров использовалась белая шерстяная пряжа, которая окрашивалась специальной краской в разные цвета. Плотная ткань с рисунком натягивалась на пяльцы, и специальной толстой иглой с протянутой в нее цветной шерстяной нитью делался прокол ткани. Один прокол - одна петелька в рисунке. Таким образом, заполнялось все пространство. Оно становилось разноцветным, цельным полотном с ярко выраженным рисунком. Сам рисунок мог иметь геометрические фигуры или всевозможные цветы с завитыми стеблями и листьями. С изнаночной стороны по всей площади ковра приклеивалась тонкая ситцевая ткань, закрывающая узелки. Ковер из натуральной шерсти был теплым и тяжелым.

На изготовление таких ковров уходило много времени, они редко встречались и были настоящим украшением любой комнаты. 

Ковер ручной работы

Цветочный мотив, фрагмент ковра ручной работы Ереминой Е. А., 1983 г.



Фрагменты ковра ручной работы Ерёминой Е. А., 1982 г.

Резьба по дереву

У тятеньки дом высокий,

Под окошечком песок.

Завсегда я такой буду,

Мой веселый голосок!

Искусство резьбы по дереву дошло до нас с незапамятных, былинных  времен. Русские, мордва, татары, чуваши и другие народы России и Поволжья издревле славились созданием из дерева подлинных шедевров народного творчества. Резьба по дереву - это переплетение многонациональной души российского народа, его история и традиции, запечатленные в кружевную деревянную сказку.

На Руси деревянная резьба известна с глубокого дохристианского средневековья. Это был наиболее распространенный, любимый и чрезвычайно важный вид народного творчества.

Камешкирские, пачелмские, кузнецкие и колышлейские умельцы не дали исчезнуть, «отобрали» у времени этот самобытный вид народного творчества, продолжили и развили его.

До сих пор каждый элемент резьбы, украшающий дома в поселке Колышлей и селах района, имеет свое особое значение и глубокий священный смысл. То, что сегодня прочитывается просто как орнамент и элемент убранства, для наших далеких предков было оберегом и обращением за защитой к высшим силам. В русских домах резные узоры были оберегом. Они призваны оберегать дом от проникновения в него злых сил. Все элементы такой резьбы несли в себе символы стихий и явлений. 

Например, конек на крыше или два конька по ее бокам - это символ Солнце-Коня; обязательно для резьбы дома сплетенное из ветвей изображение Берегини, петухов (петух - птица Ярилы, птица солнечного света). В резьбе также присутствует змеистый орнамент (Уж-Господарик считался знаком воды и плодородия).  Все это часто заткано невероятно сложными завитками, растительным орнаментом, мельчайшими деталями.



Фрагменты резьбы по дереву жилого дома в р.п. Колышлей, 2024 г.

Деревянные узоры на русских избах как застывшая прекрасная музыка, как песня о любви к родному дому, к отчему краю. Они напоминают нам о морозной зиме, ажурном инее на ветках. Очень часто узоры наличников похожи на кружева, сотканные на коклюшках, или орнаменты вышивки. Наличник на окне нес сложнейшую смысловую нагрузку. Это лик, лицо дома, выход и вход не только в дом или из дома, а из Того Света в Сей.

Деревянной резьбой украшали карнизы фронтонов, слуховые окна, фризовые доски, наличники и ставни окон, крыльцо, ворота, калитки, делали резные сани, посуду, сундуки, детские колыбели и игрушки. 

История

Искусство резьбы было так распространено по всей России вплоть до начала XX века, что создавались целые артели, ватаги резчиков. Каждая такая артель переносила манеру и способы резьбы в другие регионы, обогащая местную традицию. Особенно искусными мастерами-резчиками всегда считалась мордва, сумевшая создать уникальный сплав традиций русского и финно-угорского языка деревянного прорезного кружева. Дерево как строительный материал оставался долгое время неизменным. Интенсивному развитию деревянного зодчества способствовали наличие лесных массивов в нашем крае и относительно легкая обработка дерева для нужд строительства. Золотые руки мастеров создавали уникальные неповторимые переплетения  деревянных украшений домов. Эта красота создавалась на десятилетия вперед. Она несла историческую память и являлась настоящим произведением народного искусства.

Современность

Раньше в нашем посёлке практически на каждом доме были резные наличники и ставни. Одевая скромный дом в деревянные кружева, хозяин не только украшал его, но и показывал свое мастерство, художественный вкус.

И сейчас отчётливо видно пристрастие наших предков к украшению своего дома деревянным кружевом. Оно делало его ценным памятником архитектуры, в котором сочетались простота форм, естественность с разнообразием приёмов выполнения различных видов резьбы. Радует то, что в нашем посёлке ещё сохранились дома с удивительной резьбой, которые в наше время стали настоящими памятниками деревянного зодчества. Память об этой рукотворной красоте нужно обязательно сохранить.

Камешкирские, пачелмские, кузнецкие и колышлейские умельцы не дали исчезнуть этому самобытному виду народного творчества, продолжили и развили его.

Используемая литература:

1. Серебрякова, О. В. Народные художественные промыслы Пензенской области [Текст]: [альбом] / [О. В. Серебрякова, М. В. Ганченкова]; Управление культуры и архива  Пензенской области.- Пенза: УП Принт, 2014.- 189, [2] с.: ил., цв. ил., портр., цв. портр.-  (Таланты земли Пензенской).

 Дынин Виктор Васильевич

(с. Трескино)

Кружевным замысловатым убранством украсил фасад своего дома Виктор Васильевич Дынин из села Трескино. В 1979 году его дом был одним из самых красивых в селе.

Используемая литература:

1.  Асеева, Н., Феофанова, В., Чикиримова, Т. Вниманию народных умельцев  / Н. Асеева, В. Феофанова, Т. Чикиримова // Трудовая честь.-   1979.-  8 мая (№ 54).- С. 4.

Кузнецов Александр Яковлевич

(р.п. Колышлей)

Уйдя на заслуженный отдых, ветеран партии и труда Александр Яковлевич Кузнецов увлекся резьбой по дереву. Из-под рук умельца выходили кружевные фронтоны, наличники, карнизы и даже резные оклады икон. Его красивый дом  по улице Остапенко был одним из лучших не только в Колышлее, но и в районе. После его работы весело смотрелся любой дом, даже не очень новый.

Александр Яковлевич оформлял кафе «Хопровские дали» и просто окутал красивым кружевом здание. 

Ворота, фрагменты резьбы Кузнецова А. Я. в р.п. Колышлей


Сохранившиеся фрагменты ворот в р.п. Колышлей, 2024 г.

Забор, фрагменты резьбы Кузнецова А. Я. в р.п. Колышлей

Статья из газеты "Трудовая честь" от 13 июля 1991 г.

Пуховязание

У меня четыре шали,

Пятая пуховая.

Не одна я боевая –

Вся семья веселая!

Пензенские пуховые платки и шали в свое время славились на всю Россию. При императорском дворе пензенским платкам отдавали предпочтение перед оренбургскими. Этот промысел получил на пензенской земле свое развитие. Лучшие образцы пензенского платка, так же, как и оренбургского, можно было легко пропустить сквозь обручальное кольцо или уложить в половинку скорлупы гусиного яйца.

Пензенский ажурный узор имеет свои характерные, неповторимые черты. Он создается путем постепенного усложнения основного мотива. Техника передавалась из поколения в поколение. Это был глубоко личностный творческий процесс. При этом каждый элемент узора имел свой тайный смысл, дошедший до нас из глубины веков. Вязка платков применялась для передачи непосредственной информации. Тут требовалось умение читать вязь, и в каждом селе существовали такие специально приспособленные для чтения вязи люди. Вязь сматывали в клубки, и от села к селу клубок, который приносили или ходоки, или крестьяне с оказией, уменьшался в размерах. Каждый человек в селе от клубка отматывал себе на усть («на ус»). Усть или, иначе, «ус» - это веретено в локоть длиною, часто сделанное из спицы телеги, покрытое орнаментом, каждый элемент которого имел священное значение. Детали этого орнамента вошли позже в ткань узора не только платка, но и варежек, носков, шапочек и т.д. «Намотать на ус (ть)» в древности означало буквально «сохранить знание», то есть прочесть узелки, связанные на память и хорошо запомнить.

История

Самое привлекательное в пуховязании - неограниченные возможности для создания разнообразных узоров от гладкого, ровного полотна до строгих геометрических фигур и ажурных переплетений.

Хотя пуховый промысел и кажется простым, он требует от мастериц немалых знаний и навыков. Прежде всего, рыхлили козий пух, удаляли различные примеси, затем несколько раз прочесывали его, протягивая через специальные двухрядные гребни, пока не образовывалась пуховая мякоть, готовая к прядению. Следующий процесс - трощение (соединение пуховой нити с хлопчатобумажными или шелковыми нитями), скручивание трощеной пряжи на сучильном веретене.

Современность

Платки и по сей день вяжут двухизнаночной гладью, на двух стальных чулочных спицах. Готовое изделие пушат и растягивают на квадратной раме - пялах, где оно приобретает настоящий вид. Цвет платка зависит от цвета пуха. В теплых платках узор навязывается только на кайме, а в ажурных (паутинках) заполняет середину.

Пуховый платок - не просто головной убор, его можно отнести к разряду украшений. Многие названия узоров указывают на их природное происхождение: «орешек», «сосенка», «дубовый лист», «лимон», «виноград», «кошачья лапа», «змейка». Помимо узоров растительного и животного происхождения, вязальщицы часто используют геометрический орнамент.

Узоры пензенских пуховых платков были созданы на основе орнаментов, используемых пензенскими кружевницами при вязании кружев. Иногда для того, чтобы создать новый узор, мастерицы специально сбрызгивали зимой стекла окон водой, а затем рисунок с замороженных окон переносили в изделие. Возможно, таким путем был создан узор для пухового платка «снежинка», действительно напоминающий расписанное морозными кристаллами окно.

В 20 годы прошлого века вязальщицы Пензенского края стали объединяться в пуховязальные артели. В эти годы пуховязальным промыслом заняты мастерицы из сел Телегино, Крутец Колышлейского района.

В нашем районе немало мастеров прядения пуха и изготовления пуховых изделий: гладких и ажурных платков, шарфов, палантинов, варежек, носок.

В селе Телегино из кустарных промыслов развивалось пухопрядение, в 1902 году из 275 дворов им занимались в 247.

В 2007 году жители села участвовали в фестивале творчества пожилых людей. В фойе библиотечно-досугового центра богатство талантов предстало перед гостями и участниками фестиваля целой галереей пуховых платков с неповторимым авторским почерком М. С. Герасимовой, Н. Ф. Мурашовой, А. И. Попеевой, А. В. Мазуриной, С. С. Щербаковой. От выставки к выставке сельчане и их внуки осмотрели каждое изделие, а так же «инструменты» народных промыслов и ремесел.

Красивые, мягкие, пушистые платки, шарфы вязали мастерицы из села Крутец, где была своя пушная артель. В селе для девочек учиться вязать было так же обязательно, как и учиться в школе.

В селе Крутец было много вязальщиц и вышивальщиц: Н. С. Карягина, З. Д. Вакина, А. М. Романова, В. И. Крупенко, Н. Ф. Кузина, В. П. Борисова и др.

Приобретая пуховый платок, вы не только любуетесь его красотой и изяществом, но и соприкасаетесь с истоками народной души, с культурой малой родины.

Используемая литература:

1. Серебрякова, О. В. Народные художественные промыслы Пензенской области [Текст]: [альбом] / [О. В. Серебрякова, М. В. Ганченкова]; Управление культуры и архива  Пензенской области.- Пенза: УП Принт, 2014.- 189, [2] с.: ил., цв. ил., портр., цв. портр.-  (Таланты земли Пензенской).

Антипова Нина Федоровна

(с. Крутец)

Благодаря пушной артели в селе Крутец далеко за его пределами славились пуховые платки, которые вязали местные мастерицы. Еще со школы девочки должны были учиться вязать.

Из воспоминаний Нины Федоровны Антиповой: «Вот мама, бывало, пойдет в пушную артель, возьмет козий пух. Мы всей ребятней выбираем из него волосы, устроившись под висячей лампой. Потом выбранный пух мама чесала, пряла на чигире (самодельная прялка) тонкие ровные нитки и вязала платки, шарфы. Сдавали в артель - получали деньги, небольшие - а все подспорье. У кого были пуховые козы или могли купить пух, те везли платки на рынок - тогда выручка была больше. 

Бывало, сделают дочки школьные задания, а мать им уже определяет другие: сколько пуха выбрать, сколько рядков провязать».

Нина Федоровна не только умением вязать овладела, но и школу закончила, и торговое училище. А вязанием всю жизнь занимается и уверена, что пуховые вещи хранят уют деревенских вечеров и любовь к тем, для кого связаны. От них исходит такое тепло, такая забота и ласка, которые не способны заменить никакие меха.

Статья из газеты "Трудовая честь" от 30 июня 2009 г.

Киреева Анастасия Захаровна

(с. Березовка)

Киреева Анастасия Захаровна родилась 20 марта 1914 года в селе Берёзовка Колышлейского района Пензенской области. Прожила в селе всю жизнь.  Муж Киреев Григорий Егорович погиб на фронте во время Великой Отечественной войны. Анастасия Захаровна воспитывала одна четверых детей. Умерла 7 августа 1995 года.

Помимо работы в колхозе в зимнее время, когда не было полевых работ, работала в пуховой артели. Это было в 50-е начало 60-х годов прошлого века. Вязанием пуховых платков занимались почти все женщины в селе. Заведующая артели из села Телегино Быстрова Надежда Петровна привозила шерсть женщинам для работы - серую, а белые платки женщины вязали из личной шерсти. В каждый платок, помимо красоты, индивидуального рисунка или орнамента, было еще добавлено тепло души мастерицы, ее забота о людях.

Платок (паутинка), узор "пряники", работа Киреевой А.З.


Фрагменты узора "пряники"

Платок, работа Киреевой А. З.

Фрагмент пухового платка

Статья из газеты "Трудовая честь" от 22 мая 1979 г.

Лозоплетение

Я корзины выбирала –

Разбегалися глаза.

Все корзины, как картины!

Настоящая лоза!

Искусство плетения из лозы - древнейшее из человеческих занятий. В каждом селе в России из лозы плели все, что угодно: детские люльки и корзины, солонки, кувшины и дорожные сундуки, коляски, рыболовные снасти и силки, ловушки на зверя, кресла, диваны, столы и столики, этажерки и чемоданы.

В Пензенском крае, крае рек и озер, с незапамятных времен во многих деревнях могли играючи сплести самые разные предметы быта из лозы. Сам промысел существовал и развивался во многом стихийно. Серьезно заговорили о производстве корзин, как об удобной таре, в связи с пуском первых железных дорог в России. А затем появились у искусных мастеров заказы и на настоящие плетеные чемоданы.

На губернской сельскохозяйственной выставке, которая проходила в Пензе в июле 1890 года, среди других экспонатов были представлены и изделия из лозы.

 История

Повсеместно корзиночный промысел развивался неравномерно. Во многих деревнях им занимались в нескольких дворах, а в некоторых он охватывал почти всех жителей деревни. Корзины плели обычно женщины. Народные мастера передавали из поколения в поколение  науку плетения лозы. Появились семейные династии лозоплетельщиков в Пензенском крае.

Современность

На сегодняшний день лозоплетением занимаются почти в каждом районе Пензенской области, хотя оно не носит массового характера. В ряде районов этим ремеслом занимаются лишь отдельные мастера. Предметы из лозы и по сей день пользуются большой популярностью. В наш век не исчезает потребность в рукотворных вещах, сделанных из лозы.

Используемая литература:

1. Серебрякова, О. В. Народные художественные промыслы Пензенской области [Текст]: [альбом] / [О. В. Серебрякова, М. В. Ганченкова]; Управление культуры и архива  Пензенской области.- Пенза: УП Принт, 2014.- 189, [2] с.: ил., цв. ил., портр., цв. портр.-  (Таланты земли Пензенской).

Селиверстов Александр Павлович

(р.п. Колышлей)

Не раз привлекали внимание ценителей народного ремесла изделия из лозы Александра Павловича Селиверстова из поселка Колышлей. Он имеет большой опыт в этом виде ремесла и в Колышлейском районе является мудрым наставником молодежи. Его оригинальные по форме изделия выполнены на высоком уровне. Александр Павлович работает с красноталом, белоталом, ветлой. Сам виртуозно владеет приемами лозоплетения. Он не только может изготовить традиционное изделие, но и разрабатывает и плетет из лозы новые, более сложные и оригинальные работы. Селиверстов сохраняет традиции родного края, древний народный промысел.

Селиверстов А. П., р.п. Колышлей


«Меня с детства тянуло что ‑ то сделать своими руками, рисовал я неплохо и после службы в армии поступил в Пензенское художественное училище, - рассказывает Александр Павлович. - Работал художником­-оформителем, был главным художником Ленинского района. А когда страна развалилась, наша наглядная агитация оказалась никому не нужна.

Как раз в это время в училище культуры и искусств создали отделение прикладного творчества. Сначала я преподавал студентам рисование, а затем руководство учебного заведения решило развивать прикладные ремесла, в том числе, лозоплетение. Мне предложили возглавить это направление.

Мы пригласили с мастер-­классом мастерицу из Засечного, где исстари плели лозу, и после этого оказалось столько желающих записаться в группу лозоплетения, что в итоге ее пришлось увеличивать в два раза!»

Сам Селиверстов начинал с простых корзин, со временем осваивая все более и более сложные работы. В училище он преподавал 25 лет, а выйдя на пенсию, вместе с женой вернулся в  родной Колышлей. Здесь, говорит, и лозу легче собирать.

«Можно ранней весной ивовые прутья резать, пока не распустились, - говорит Александр Павлович. - А лучше делать это осенью, когда прут вызревает, и уже морозы установятся, чтобы не по грязи ходить.

Но осенний прут в отличие от весеннего, нужно отваривать. У меня ванна во дворе, развожу под ней костер и два часа вывариваю прутья. А перед плетением прут часа два­-три нужно вымачивать, чтобы придать ему гибкость. Потом уже в виде готового изделия он высыхает и сохраняет форму».

В основном колышлейский умелец производит корзины самых разных форм и размеров. К примеру, в виде лебедя. Но иногда берется за более сложные поделки. Шкатулка в виде черепахи уже продана, но на память осталась фотография. А еще хозяин мастерской с гордостью демонстрирует герб с ласточками - символом Пензы. Со своими работами он не раз принимал участие в самых различных выставках, прославляя Колышлейский район.

«Лозы у меня много с осени припасено, и я каждый день что ‑ то плету, - улыбается Александр Павлович. - А потом загружаю машину и еду торговать на местный рынок. Все уже знают, что Селиверстов - это знак качества, поэтому поделки расходятся на ура!»

Селиверстов А. П. с изделиями из лозы, г. Пенза, 2021 г.


Селиверстов А. П. на праздновании Масленицы в р.п. Колышлей, 2024 г.

Используемые источники:

1. Серебрякова, О. В. Народные художественные промыслы Пензенской области [Текст]: [альбом] / [О. В. Серебрякова, М. В. Ганченкова]; Управление культуры и архива  Пензенской области.- Пенза: УП Принт, 2014.- 189, [2] с.: ил., цв. ил., портр., цв. портр.-  (Таланты земли Пензенской).

Попеев А. И., Чуенков А. Г.

(с. Приволье)

В 2007 году жители села Телегино участвовали в фестивале творчества пожилых людей. В фойе библиотечно-досугового центра богатство талантов предстало перед гостями и участниками фестиваля. Из села Приволье А. И. Попеев и А. Г. Чуенков изготовили огромные корзины. Без их замечательных изделий многие телегинцы и сейчас не представляют своих хлопот на подворье - любо дело в корзинах сено и солому от омета носить.

Используемая литература:

1. 1. Юдина, О. Празднику были рады / О. Юдина // Трудовая честь.- 2007.- 15 ноября (№ 45).- С. 3, 5.  

Роспись по дереву

Посмотрите-ка сюда –

Вся посуда расцвела!

Веселит, ласкает взор

Яркий праздничный узор!

Искусство росписи по дереву - одно из древнейших исконно-народных. Роспись считается одной из самых древних промысловых отраслей. На Руси расписывали домашние лавы, ложки, блюда, сани, прялки и другие предметы быта.

А поскольку расстояние между селами в старину было немаленьким, то никто никому и не подражал. Так постепенно сложились своеобразные стили росписи. Стиль письма, состав красок, орнамент - по этим деталям в старину можно было безошибочно угадать, откуда родом та или иная расписная вещь.

История

Пензенский стиль росписи по дереву впитал в себя все лучшее, что выработали мастера нижегородские, саратовские монахи, сергиево-посадские умельцы и народные художники из-под Вятки. Самобытного пензенского стиля росписи по дереву как бы и не существует. Пензенские мастера, занимающиеся этим художественным промыслом, исстари используют тот мотив, ту школу и тот стиль, который им более всего подходит.

Современность

В наши дни художественной росписью чаще всего занимаются женщины. Мастерицы выполняют свои работы в разных техниках: хохломской, городецкой, петриковской, тагильской; разрабатывают свои авторские стили росписи; работают в технике лаковой миниатюры. В руках талантливых людей этот промысел расцветает яркими красками.

Используемая литература:

1. Серебрякова, О. В. Народные художественные промыслы Пензенской области [Текст]: [альбом] / [О. В. Серебрякова, М. В. Ганченкова]; Управление культуры и архива  Пензенской области.- Пенза: УП Принт, 2014.- 189, [2] с.: ил., цв. ил., портр., цв. портр.-  (Таланты земли Пензенской).

Художественная ковка

Два в деревне кузнеца:

В том конце, и в этом,

Одного люблю зимою,

А другого – летом!

Первыми древнерусскими ремесленниками-профессионалами были именно кузнецы. Образ кузнеца прочно вошел в народные сказки, легенды, песни и былины. Процесс производства металла требовал от кузнеца упорства, ума, долготерпения.

История

Кузнечное дело на Руси было развито чрезвычайно. Кузнецы ковали сошники, серпы, косы, копья, стрелы, кольчуги, ножи, иглы, долота, шилья, рыболовные крючки, замки, мечи, ключи, гвозди.

На территории Пензенской области, в свое время входившей в состав различных государственных средневековых образований, кузнечный промысел существовал исстари. Зародился он с появлением и развитием пашенного земледелия. Развитие земледелия и других ремесел организует новые заказы, растет спрос на кузнечные изделия. Расцвет строительства в помещичьих усадьбах требует не просто кузнечных изделий, а высокохудожественных изделий этого профиля.

С особым вкусом сельские кузнецы украшали входные ворота и наружные двери каменных и деревянных построек. Вместо обычных петель, замков, ручек навешивали кузнечной работы диковины. Выдумку проявляли и при изготовлении головок ключей, кованых гвоздей, болтов, заклепов. Декоративностью отмечены и многие предметы домашнего быта, например, сечки для рубки капусты, дровницы, вешалки. Но во всей красе кованый металл предстал в оградах и балконных решетках второй половины XVIII века.

Развитие кузнечного ремесла объяснялось постоянным спросом на его продукцию, наличием исходных материалов и мастеров огненного дела.

Современность

В настоящее время в пензенском крае интерес к художественным кованым изделиям очень возрос. И сейчас во внутреннем убранстве жилищ присутствуют изделия из металла: каминные решетки, светильники, дверные ручки. А около домовладений используются кованые решетки, ограждения, опоры для цветов, украшения для сада.

Авторами всех изделий ручной работы становятся творчески работающие кузнецы, талантливые мастера своего дела, продолжатели традиционных приемов ручной ковки.

Переплетение народных традиций, навыков, культур, гармония и многообразие – все это целиком можно отнести на счет кузнечного промысла.

Используемая литература:

1. Серебрякова, О. В. Народные художественные промыслы Пензенской области [Текст]: [альбом] / [О. В. Серебрякова, М. В. Ганченкова]; Управление культуры и архива  Пензенской области.- Пенза: УП Принт, 2014.- 189, [2] с.: ил., цв. ил., портр., цв. портр.-  (Таланты земли Пензенской).


Комментариев нет:

Отправить комментарий